О ВИНЕ.
Морды будем после бить — я вина хочу!
(В. Высоцкий)
Это – заметки не профессионала, а любителя; обычного любителя вина вообще, и в частности, вина украинского.
Проклятый комплекс «меншовартості» и преклонения перед всем западным, привел, на мой взгляд, к переоценке иностранных вин и утрате собственной гордости и собственного потенциала. Впрочем, я – не о причинах такого положения, а о путях его преодоления.
Оставим в стороне споры о том, какие спиртные (или полуспиртные) напитки вкуснее, полезнее, моднее и престижнее; лучший способ конкуренции – это пропаганда своих достоинств. И вот тут, я не понимаю: почему производители украинских вин так плохо их рекламируют и пропагандируют?
Мало денег? Так можно привлечь инвесторов, продать им часть акций, поделиться прибылью. Нанять маркетологов, специалистов пиара; они все сделают. При наличии такой истории, таких имен, таких мест, таких легенд, даже реклама не нужна.
Не верят в свои силы? Надо бросить клич о помощи нам, любителям и ценителям вина, журналистам, людям искусства; надо поискать таких помощников среди известных в стране людей, лидеров общественных мнений. Надо заручиться поддержкой заинтересованных в развитии туризма, местных властей. Винных мест у нас не так много; и туда поедут, если все будет организовано. Вы можете себе представить, например, водочный экскурсионный тур с дегустацией (цвет, запах, вкус, послевкусие…), посещением складов и производства, в который туристы едут из других городов и стран семьями, увозя к себе, домой пару бутылок или ящиков «удивительного, живого» напитка? Я, - могу. Правда, при этом улыбаюсь, вспоминая сравнение бани с ванной из фильма Рязанова «Ирония судьбы, или «С легким паром!». А вот в винный тур для меня более привлекателен. Только, чтобы без очередей.
Может быть, вино намеренно «придерживают» владельцы холдингов, объединяющих в себе, кроме винного производства, более прибыльное водочное? Так и с их стороны, такая позиция выглядит ошибочной. Водка – безлика и не уникальна, в смысле района произрастания сырья, и … . Ладно, не буду продолжать; обещал же не сталкивать лбами разные напитки. Я просто хочу сказать, что построить известный, в том числе, мировой бренд, гораздо легче, опираясь на уникальность территории произрастания винограда, чем на качество технологий. Хорошую технологию побьет лучшая, а солнечных виноградных мест ни в стране, ни в мире больше не станет.
Одним словом, давайте что-то предпринимать. Что именно? Выскажу свое мнение.
1. ПРЕССА.
Где статьи о пользе вина, о его лечебных свойствах? Где описания истории создания конкретных вин, их авторов? Где пропаганда романтики, культуры употребления вина? Проводим пресс-конференции, семинары, устраиваем конкурсы для журналистов. Организуем посещение ими виноградников и заводов. Давайте объединим журналистов, пишущих на подобные темы, и будем проводить для них периодические встречи при наличии повода. У себя в Днепропетровске, я мог бы это организовать, но я же не один такой любитель вина в Украине; вот мы и приходим к выводу о желательности создания такого всеукраинского Клуба. Для начала, хотя бы – виртуально, в Интернете.
2. КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Модные тусовки, фуршеты, официальные приемы, тематические вечеринки и прочее, не обходятся без спиртных напитков. Обеспечиваем их ассортиментом вин по себестоимости, прилагая информационные листовки с описанием и правилами употребления. А знаете, где я впервые (в 80-е годы) имел возможность познакомиться со многими винами, которых тогда не было в свободной продаже? В буфетах московских театров и концертных залов. Таких, неожиданных, на первый взгляд, мест, можно много найти и сейчас.
3. ЛИТЕРАТУРА.
Инициируем, спонсируем издание книг по винной тематике, обеспечиваем этими книгами точки продаж и дегустационные залы. Чем больше люди будут знать о вине, тем больше они будут его любить.
4. ИНТЕРНЕТ.
Сайты производителей наполняем информацией, дополняем форумами для народного обсуждения. Создаем и поддерживаем соответствующие темы в тематических и городских форумах; рекламируем в них точки продажи, литературу, статьи в СМИ.
5. ЭТИКЕТКИ.
Сегодня они никуда не годятся. Но у нас – масса людей, владеющих программой «fotoshop»; многие из них имеют свободное время. Что стоит запустить открытые конкурсы на лучшую этикетку через интернет? Почему информация, размещенная на контрэтикетке такая стандартная? Один и тот же текст можно встретить на разных бутылках. Почему там нет сведений, из урожая какого года изготовлено вино? Где имя автора?
6. НАЗВАНИЯ.
Почему Мадера «Крымская», изготовленная в Ялте, Алуште и Приветном, называется одинаково? Это – одно и то же вино, или разное? Почему еще добрый десяток других вин тоже называются «Крымскими»? Не хватает фантазии? Наверное, автор вина имеет право дать ему имя. Но он также имеет право объявить конкурс, а потом спросить у потребителей и продавцов, какое название будет лучше продаваться (покупаться). Удачное название не только продаст вино, но еще и прославит данную местность, приведет за собой туристов. Разве историю вина «Черный доктор», которое привело на вершину хит-парадов именно изменение в 1967 году названия, мы уже забыли?
7. ЛЕГЕНДЫ.
Почему информацию о том, что Портвейн красный «Ливадия» был любимым вином Николая II и его семьи, я нахожу в Интернете (и не на сайте Массандры), а не на этикетке? А ведь подобные легенды связаны чуть ли не с каждым старым вином. Все, например, знают, что Распутин любил Мадеру. А какую? И при этом, водка «Распутин» есть, а мадеры «Распутин» нет. Да, я могу поверить, что подобная торговая марка могла быть зарегистрирована кем-то раньше. А вы можете поверить, что классная мадера «Расспутин» или «Распуттин» способна повлиять на правописание этого слова? Все это – техника. А какое вино заказывает Верховная Рада, а какое – Администрация Президента, а какое пьют отечественные миллионеры? Не скажут? Журналисты узнают. Давайте эти легенды издавать и распространять, ведь это наше конкурентное преимущество перед иностранцами.
8. КОЛЛЕКЦИОННЫЕ ВИНА.
Какие годы для данного вина были лучшими? Где заказать вино своего года рождения? Какая энергетическая связь устанавливается между родившимися в один год? И вообще (к слову), какую энергетику (не количество калорий) несет в себе настоящее виноградное вино? Об этом никто не думает, потому что не знает. Провести публичное тестирование, вставить в «Битвы экстрасенсов», которые укажут на связь, найти другие доказательства.
9. КОНКУРСЫ.
Количество и качество медалей, полученных на разных конкурсах, - отличительная особенность старых марочных вин, которая помогает их продавать. Если участие в международных конкурсах стоит дорого, давайте почаще проводить их в Украине; страна, как говорится, должна знать своих героев. А профильные министерства и издания могли бы помочь.
10. ЗАЩИТА.
Это надо делать; уж слишком много негатива распространяется о, так называемых, «порошковых» винах. И способы определения синтетических добавок пропагандировать. Возьмем мед. Его тоже подделывают. Но зато в СМИ полно информации о том, как эту подделку обнаружить. Это – темы отдельных пресс-конференций для журналистов, которые потом распространят информацию среди своих читателей.
11. БУТЫЛКА.
Это – и средство защиты, и способ идентификации производителя. Опять же, - конкурс. Водочники в этом вопросе поднаторели; есть, у кого поучиться. А бутылки из прозрачного стекла? Почему их еще можно встретить на полках? Если это, действительно, вредно для вина, то знать об этом должны все потребители.
12. ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ.
В миллионном Днепропетровске их нет; ситуация в других городах, наверное, не намного лучше. «Фирменное», не означает «дешевое» (розницу подрывать незачем). Это – гарантированное качество, ассортимент и дегустация перед покупкой. Дегустационные залы, - отдельная история. Когда люди покупают новую для них водку или коньяк, они знают, что все равно купят именно этот напиток. А вот с вином – сложнее; покупать новое вино, многие просто боятся. И вот тут, без дегустационных залов не обойтись. Кроме того, они играют роль пропагандиста, распространителя информации, обучения, привития вкуса и многого другого, о чем мы пока не знаем, потому что подобных залов не имеем.
13. ОБЩЕПИТ.
Посетители ресторанов и кафе, разнообразием отечественных вин не избалованы. А сами рестораторы, небось, жалуются на отсутствие спроса. Что ж, давайте размножим для них заготовки винных карт; да не обычные, а с историями, легендами и прочими описаниями, а место для цены оставим свободным. И посмотрим тогда, что закажут клиенты: красное Бургундское (потому что помнят его по «Трем мушкетерам»), или красное столовое «Алушта» (потому что его любит российский премьер Путин)?
Конечно, украинские производители вина разрознены и конкурируют друг с другом. Некоторые из моих предложений, они могут внедрять у себя самостоятельно и параллельно. Но для иных, было бы неплохо и объединиться. Неплохо, для них самих, в первую очередь. Лично я без понравившегося мне вина, не останусь; и нужную информацию найду, и блеклую этикетку переживу. Мне «за державу обидно».
31.05.09. Ждан Сергей. 8-063-797-17-30, uainvestor@i.ua
|