СОВЕСТЬ.
Каждый человек оценивает одни те же события по-разному. Значит, и совесть у каждого разная? Если совесть опирается на мораль, а мораль у каждого общества своя, и она может меняться, значит в разных обществах и мораль разная? Что-то не так.
Вероятно, совесть, это – нечто универсальное, подчиняющееся универсальному мировому закону. А универсальный мировой закон – это любовь. Совесть начинает говорить в человеке, если он совершает преступление против любви.
Немало примеров, когда человек под влиянием своей совести шел на нарушения, господствующей на тот момент и в том обществе морали. Во время войн и революций, например. Хотя руководители партий и государств всегда старались заглушить совесть у своих подчиненных. Маркс говорил, что не может идти и речи о морали, когда дело касается интересов рабочего класса, фашистские вожди призывали убивать, убивать и убивать, не думая о последствиях, Ленин, Сталин вводили понятия пролетарской совести, противопоставляя ее христианской, церкви отпускали грехи тем, кто защищал их интересы.
В Библии мировой закон выражен в виде десяти заповедей. Когда человек вольно или невольно нарушает какую-то из них, включается этот камертон и человек чувствует муки совести.
Так что, совесть – штука очень полезная; она четко подсказывает нам, чего делать нельзя. А вот разум с его целесообразностью, часто пытается заглушить совесть, поясняя необходимость этого с чисто материалистических позиций.
Есть смысл вспомнить эти самые десять заповедей.
1. Возлюби Бога, всей душей, сердцем и волей своей.
2. Не сотвори себе кумира, то есть, не придавай повышенного значения никому и ничему, кроме бога.
3. Не упоминай имя Господа всуе, то есть, говоря о Боге, проводи соответствующую подготовку, настраивай свою душу на мысли о нем.
4. Посвящай один день в неделю (святая суббота) мыслям о Боге, общению с ним, переосмыслению своей жизни.
5. Люби ближних, как самого себя, уважай родителей и старших.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не завидуй.
10. Не лги.
Последние шесть кажутся более простыми, вторую нам растолковал трансерфинг, четвертая часто выполняется формально, третьей мы не придаем значения, а первая оказывается самой трудной, но и самой важной. Кажется, она больше всего закрыта от совести стереотипами, воспитанием, повседневной текучкой, но отказ от нее и приводит, в конце концов, к нарушениям всех остальных. По-видимому, о первой заповеди надо говорить отдельно.
|