НЕ ОГЛЯДЫВАТЬСЯ.
На форуме, у Collisio в подписи – строчки из знакомого с детства, стихотворения Андрея Дементьева. Вот оно полностью.
НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЙТЕ
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
1977
Оно, сами видите, - хорошее: светлое и оптимистичное; написано на эмоциях и интуиции. Но с точки зрения сурового прагматизма, выглядит несколько наивно: не жалейте, не жалейте…, а как не жалеть, если жалеется?
И вот мне попадается на глаза два, достаточно древних примера.
Пример первый: история о городах Содом и Гоморра из Ветхого Завета. Города погрязли в грехах, за что подверглись полному уничтожению со всеми жителями (в те времена грехи лечили радикально). Однако, праведника Лота с женой и дочерьми Бог решил спасти. Ангелы вывели их из города накануне трагедии и велели идти вперед, не оглядываясь. Ослушалась лишь жена Лота и, оглянувшись, превратилась в соляной столб. Вопрос: почему нельзя было оглядываться?
Пример второй: древнегреческий миф об Орфее и Эвридике. Жена Орфея Эвридика, гуляя по лугу, наступила на ядовитый драконий зуб и умерла. Попала, само-собой, в Аид, царство мертвых. Безутешный муж отправился туда же, ударил по струнам арфы и песней стал просить у тамошних правителей вернуть ему молодую жену, в противном случае, выражая готовность добровольно отправиться вслед за ней. От его дивного пения, все суровые обитатели Аида, понятное дело, - в слезах, соплях и растроганных чувствах, отпускают Эвридику. Но (внимание!), наказывают счастливым супругам ни в коем случае не оборачиваться на всем обратном пути. Орфей, конечно, оглянулся и Эвридику вторично потерял. Вопрос – тот же: почему нельзя было оглядываться, откуда взялось такое условие? Из вредности, или в нем был глубокий смысл?
Сказка – ложь, да в ней намек. К красному словцу древние приучены не были, а если и говорили притчами (мифами), то лишь потому, что народ того времени в университетах не обучался и по-другому, не понимал. Мы же стали слишком умные и уже не понимаем «по-ихнему», рассматривая древнее творчество, как примитивные сказочки. А это были не сказочки, а учебники.
Какие же выводы? Не оглядывайся, не сожалей, не переживай. Сожалея о прошлом, не соглашаясь с ним, мы подвергаем сомнению и выступаем против божественной воли. Недовольны тем, что произошло? Значит, забыли, что на все воля божья, и отрицаем ее. Наказание, в виде новых неприятностей, болезни, а то и смерти, не заставит себя ждать.
Но как же не переживать, если сегодня, с высоты прожитого, уже понятны прошлые ошибки; понятно, что поступи мы в какой-то момент по-другому, и вся жизнь пошла бы другим, лучшим путем.
Во-первых, мы не можем знать, был бы другой путь лучшим; мы его не проходили. А во-вторых, давайте примем то, что произошло и не подлежит возврату, как жертву Богу. А об этом – другой сказ, который так и называется, - «Жертва».
|