ПЕНСИЯ МЕЧТЫ. НОВЫЕ РЫНКИ НОВОЙ ЭПОХИ.
Когда Ролф Йенсен говорит, что на смену обществу информации придет общество мечты, я ему верю. Верю, потому что уже нахожу его проявления в настоящем. Информационная эпоха еще далеко не исчерпала свой потенциал, а определенная усталость от нее уже накапливается. Все дело в том, что ее ценности ориентированы на разум, сознание, тело, материализм, но в них нет духа, который остался в индустриальной эре, и в них нет души, которая царила в патриархальном аграрном мире. И уж, конечно, в них еще нет достаточного количества любви. «По причине многих беззаконий, в людях охладеет любовь», - сказано в Библии о нашем времени.
Да, возможно не все знают, что Ролф Йенсен, это – датский футуролог и автор, написанной в 1998 и изданной у нас в 2002 году книги «Общество мечты». По словам автора, «Это книга о рынке и о будущем компании. Но она также о жизни. Она говорит об эмоциональной стороне бизнеса и жизни – стороне, которая очень долго недооценивалась и игнорировалась».
На мой взгляд, в книге говорится о том, какой должна становиться компания, что преуспеть в будущем обществе. Пересказывать ее я не буду, перечислю только шесть новых рынков, общества мечты Йенсена.
1. Рынок духовной близости, дружбы и любви.
2. Рынок заботы.
3. Рынок Кто-Я-Такой.
4. Рынок душевного покоя.
5. Рынок убеждений.
6. Приключения на продажу.
Шесть лет назад, при первом прочтении этой книги, я занимался бизнесом, далеким от финансовых услуг, и о проблемах пенсионного обеспечения не думал. Сегодня, взглянув на этот список свежим взглядом, я понял, что, по крайней мере, четыре рынка их шести, - это рынки НПФ. Возможно, оставшиеся два – тоже; чуть позже обратимся и к ним.
Я уверен в ценности НПФ для каждого из нас, и честно пытаюсь приобщить к своей вере других. То же самое, думаю, делают многие финансовые консультанты, сотрудники и агенты КУА и АПФ. В этой сфере нет высоких доходов рынка страховок или рынка акций, поэтому обычные клиенты в большей мере могут рассчитывать на искреннюю убежденность и неоплачиваемую правдивость продавцов этого продукта. Однако, выстраивая коммуникации с клиентом, в первую очередь, мы обращаемся к его сознанию, трезвому рассудку, приводим в подтверждение своих слов математические модели и расчеты. Похоже, что эти действия устаревают, и в будущем (которое уже наступает) нам понадобятся другие подходы.
Клиенты, конечно, разные; иные из них, даже математические расчеты воспринимают не умом, а сердцем, подсказывая тем самым нам, что ценности продукта в большой степени находятся в эмоциональной области. Подобные подсказки мы воспринимаем и используем, а вот строим ли на их основе систему? Я не уверен. Но, кажется, это можно исправить.
РЫНОК ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТИ, ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ.
Физические лица-участники НПФ так редки в этом мире, что хочется с каждым из них встретиться, посмотреть в глаза, обменяться обычными, ничего не значащими фразами. Не значащими для посторонних, но не для нас с вами. Мы такие разные, - думаю я, - и по возрасту, и по темпераменту, и по финансовому достатку, и по многим другим «объективным» параметрам. Но нас объединяет то, что все мы сделали ЭТО. Это – не фунт изюму и не пуд соли; это – другое, это – внутри; это – внутренняя общность; это – одни чувства, одни эмоции, одна кровеносная система. Мы не говорим, подобно Маугли, - мы чувствуем: «Я с тобой одной крови, ты и я».
И это – НПФ-Клубы, НПФ-Кафе, НПФ-Форумы, НПФ-Встречи на любой территории и в любом пространстве. Бизнес информационного века требует особой секретности, потому что информация стоит денег; в его системе координат, «кто владеет информацией, тот владеет миром». В обществе мечты, все по-другому. Приходилось ли кому-нибудь участвовать в массовом флеш-мобе, это когда, например, множество незнакомых друг другу людей одновременно раскрывают зонтики на площади у фонтана? Флеш-моб, как явление, вызван к жизни потребностью в чувстве единения, духовной близости на любой, пусть самой причудливой основе. А если основа уже есть, и совсем не причудливая, а напротив, весьма значимая для каждого из ее участников? Тогда остается лишь направить ее в заранее подготовленное русло. В этой системе координат информацией владеют все, и чем этих «всех» больше, тем большим богатством они владеют.
Бывает дружба на основе личной симпатии, бывает дружба на основе общих интересов или общей любви к чему-либо. А возможна дружба на основе одинакового понимания или отношения к неким вещам? Ну, например, вы оба носите обувь одной марки. А теперь сравните: вы оба целуете жену, уходя на работу. В каком же случае больше просматривается ваша духовная близость?
Анекдот в тему. Женщина говорит супругу: «Мою подругу муж всегда целует перед уходом на работу. А ты»? «А что, я? – отвечает супруг, - я с ней даже не знаком».
Так и с НПФ, который объединяет своих участников не какими-то внешними признаками, а чем-то внутренним, душевным, кровным. Задача компании, - выявить эту общность и подчеркнуть эту связь. Сделать это можно разными способами. Например, предложить клиентам размещать свои фотографии с высказываниями типа «Я стал участником НПФ потому, что…», на своем сайте. И устроить конкурс. А в начале каждого года публиковать лучшие фотографии и лучшие высказывания в своем корпоративном календаре и в своих рекламных буклетах.
Впрочем, сейчас я не ставлю перед собой задачу разработки конкретных действий и мероприятий. Сначала надо наметить направление движения, а отрабатывать конкретные шаги будем позже.
Любовь, - слишком глобальное для нас понятие, поэтому поговорим о нем отдельно и в следующий раз.
|