Главная » 2009»Сентябрь»20 » РЫНОК ИЛИ БАЗАР? http://fundmarket.com.ua/blogs/4ab3d5d9c483d/
РЫНОК ИЛИ БАЗАР? http://fundmarket.com.ua/blogs/4ab3d5d9c483d/
12:36
РЫНОК ИЛИ БАЗАР?
Начну с примера из другой области. Обычно, после утренней пробежки, я захожу на рынок за продуктами. Наблюдаю картину, когда один продавец просто упаковывает товар в полиэтиленовый пакетик, а другой делает то же самое, но при этом берет с покупателя за двухкопеечный (на опте) пакет, дополнительные 10 копеек. Сравниваю дальше. Улыбаются и разговаривают приветливо оба, но есть и некоторые отличия. Чуть менее опрятный внешний вид, чуть меньше чистоты, чуть хуже запах и чуть лучше цены. Где, как вы думаете? Совершенно верно, - там, где пакет стоит денег. Для себя я делаю такой вывод: этот продавец не искренен ни в своей вежливости, ни в своей показной лояльности; он просто обучен психологическим манипуляциям. Теперь мне становится понятно, почему ранее, я подсознательно ушел ко второму.
Этот пример приходит мне в голову, когда работники КУА начинают обосновывать комиссии своих фондов за вход-выход заботой о клиентах или расходами на работу с ними.
Лично мне приходилось проходить процедуру покупки-продажи и в качестве клиента, и в качестве исполнителя; поэтому объем работы и временные затраты мне понятны. Сколько стоит бумага и заправка для принтера, я тоже знаю. Я не понимаю логики КУА. Нет, я признаю, что определенная логика в их действиях есть, но это логика не партнерства и не уважения к клиенту, а - логика мелкого базарного надувательства.
Особенно умиляет повышенная комиссия для мелких клиентов; свыше 10 000, к примеру – 1%, а до 10 000 – 2%. 90 гривен, видите ли, маловато, чтобы распечатать 15-20 листов бумаги и заплатить за эту работу сотруднику; надо взять 180. Ах, просто окупить затраты, - это не по-рыночному, еще ведь и прибыль нужна? Интересно, какая? 500%, как у продавца полиэтиленовых пакетов, или 100% тоже устроит? Если клиент принесет 100 000 гривен, то ему придется заплатить целую тысячу, если – миллион, то – 10 000. Логично было бы предложить и понижательную шкалу, в таком случае.
Конечно, не КУА являются авторами этой методики; то же самое уже давно делают банки. Возьмем их плату за перечисление денег. Обычно это стоит 1%, но не менее 2-3-5-20 гривен. Грабеж, конечно, но это услуга, о которой я попросил. К слову сказать, когда «прижмет», те же банки, оказывается, способны обойтись и меньшими суммами. Вон, «Надра» теперь и коммунальные платежи принимают бесплатно, и за любые переводы берут всего по 1 гривне. Гордости поубавилось.
Так вот, у КУА клиент ничего не просит; напротив, это она просит клиента отдать ей деньги в управление. Но если КУА собирается зарабатывать не свой честный процент за качественное управление, а маржу от продажи бумаги, полиэтиленовых пакетов или от осуществления клиентом своего права выхода из открытого фонда (повышенный налог на ликвидность), то у потенциального клиента возникает подсознательное подозрение в ее непрофессионализме и неспособности принести ему обещанный доход. В результате, страдают все: и КУА, и инвестор, и фондовый рынок, и экономика в целом.
Я могу понять те КУА, которые в кризис бросились «экономить на спичках». Понять, но не оправдать. Ежели у вас не было «золотого запасу», то чего, как в русской поговорке, «поперлись со свиным рылом в калашный ряд»? И себя наказали, и клиентов подставили и весь рынок дискредитировали. Ни УАИБ, ни регулятор тоже не создали для них барьеры. А зачем? Лицензия стоит денег, кто ж от лишней копейки откажется? Вот и вырастили лавочников. Может и нам, инвесторам пойти по тому же пути? Предъявить, например, КУА к оплате трамвайный билет или банковскую увитанцию. Смешно, говорите? Не смешнее, продажи бумаги.
Обидевшись на мои слова, КУА могут заявить: «Таковы наши условия, не нравится, - не приходите». Так, и не приходят; разве не заметно? Впрочем, я, как обычно, думаю о развитии. Что для этого должны сделать КУА? Не крохоборничать, а вкладывать собственные деньги в некогда избранный бизнес. Или уходить с рынка. Менять профиль без смены принципов нет смысла; законы на всех рынках одинаковы. Что делать инвесторам? Выбирать КУА не по прошлой доходности, а на основе базовых показателей, одним из которых является отношение к клиентам.