Вам никогда не приходилось убеждаться в истинности поговорки «Что имеем, - не храним; потерявши, - плачем»? Думаю, что приходилось, и не раз. Что поделаешь, человек так устроен: запрокинув голову, высматривает счастье в заоблачной выси, топчась одновременно по нему ногами.
Вот, как только вкладчики стали забирать свои деньги из банков, так те сразу же их и полюбили: и килограмм золота предлагают, и автомобили сулят, и турпутевки на теплые моря, и проценты, доселе невиданные. Еще чуть раньше родной Нацбанк со всей своей системой «полюбил» их и того больше. «Свету, - говорит, - белого мы без вас не видим, а потому никуда не отпустим и никому не отдадим». Последнее, это уже, однако, – не про вкладчиков, а про их вклады. «Потому что, - говорит, - любим мы вас чистой (чистоганом чтоб) любовью и любить да самого конца будем». До чьего конца не уточнил, правда, но нам это и так понятно.
Так вот, на первый взгляд, изложенный в прошлом номере «Горожанина», кроме самих себя, инвесторы вообще никому не нужны, и никто нас сердешных не любит. Неправда это. Не то неправда, что никому не нужны, а то, что вообще не нужны. «Нужен тот, кто нужен; нужен, если нужен; нужен, пока нужен», - вспоминаю я считалочку из детской повести Виктории Токаревой.
1. Государство. Оно развивается, если растет экономика. Тогда бизнес создает рабочие места и платит налоги, а граждане эти места получают и тоже платят налоги со своих доходов. За счет налогов содержатся государственные чиновники и социальная сфера (медицина, образование, армия, правовая система, помощь бедным). Бизнесу для развития нужны деньги, то есть, инвестиции. Инвестиции могут быть внешние (от международного капитала) и внутренние (от собственных граждан). За внешние инвестиции надо расплачиваться частью национального богатства (богатеют иностранцы); внутренние делают богаче свое население. При богатом населении, и страна становится богатой. Выходит, разумному государству лучше иметь и растить внутренних инвесторов, иначе оно перестанет быть разумным и, как следствие, перестанет быть государством.
2. Работодатели, они же – бизнесмены. Можно использовать наемных работников в качестве рабов. Но тогда и спрос с них – соответствующий, и производительность труда, и забота о своем предприятии. В несвободном труде человечество уже имело возможность не однажды разочароваться. «Как платят, так и работаем», - говорят наемники. «Зачем платить больше, если за воротами стоит масса желающих»? – говорят хозяева. Если предприятие украдено у государства или за копейки «прихватизировано», то некоторое время можно снимать сливки и держаться на старом жирке, а дальше начинает происходить то, что мы сейчас наблюдаем в металлургической промышленности: заводы становятся неконкурентоспособными и просто разваливаются. Рабочие места стремительно сокращаются, доходы падают, налоги не платятся, социальная сфера трещит по швам. Теперь горе-собственники просят деньги на модернизацию у государства, а у того их нет; банки (ни свои, ни иностранные) тоже не дают; а просить у внутреннего инвестора, поделившись с ним собственностью (акциями), не хочется. А это – выход, прибегнуть к которому рано или поздно придется. Возможно, это сделает уже новый, более эффективный собственник. А бывшим наемным работникам придется применить правило: «Потерял работу? Дай ее другому», то есть уйти в создание собственного, поначалу небольшого, бизнеса. Вот тут им и понадобятся внутренние инвесторы, то есть, мы с вами.
Нам, инвесторам, тоже ничего другого не остается. Банковских фокусов мы уже наелись, фондовый рынок уже наелся нами, недвижимость зависла в области печени, остался только реальный сектор, - бизнес, то есть. Вот только вряд ли мы станем инвестировать в олигархов; не наша это весовая категория, не сможем мы их контролировать, все равно обманут. Востребован будет симбиоз новых талантливых предпринимателей, мелких, но многочисленных инвесторов и науки, которая каким-то чудом еще выжила. Помощь государства тоже пригодилась бы, но для этого оно, наверное, должно стать другим. Более подробно о таком симбиозе поговорим позже; это – отдельная тема.
3. Банки. У банков есть свой капитал, вот пусть на нем и крутятся; у них и без нас много возможностей для заработка. Сдается мне, что прошел их звездный час в том виде, который мы имели неудовольствие наблюдать до сих пор. Кто не изменится, тот просто умрет, а кто выживет, тот полюбит инвесторов не нынешней «странною любовью», а по-настоящему, по-партнерски. Разве это дело, когда и у вкладчиков, и у заемщиков – кризис, а банки только увеличивают свои доходы?
4. Страховые компании. Пока они умеют только много брать и мало отдавать. Как инвесторы, они никуда не годятся, как бизнес, они теряют былую привлекательность; останется кропотливо заняться своей основной деятельностью, то есть, защитой от непредсказуемой внешней среды. Придется акционироваться, делиться прибылью, становиться прозрачнее и доступнее, как рядовому клиенту, так и рядовому инвестору; тогда, глядишь, он и появится.
5. Друзья. Если наши друзья станут такими же инвесторами, как мы, тогда – да, мы будем нужны друг другу. Ведь вместе легче и обучаться, и инвестировать, и противостоять «странной любви» финансовых компаний, и обходиться без нее. На одном из форумов я подсмотрел тему о продаже-покупке валюты. Ее участники сами, без посредничества банков с их грабительской маржой, меняются и долларами, и евро, и рублями с гривной. Не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы выжить. Что, незаконно? А вклады заморозили законно? А гривну обвалили законно? А кредитные проценты подняли законно? «Может, надо что-то менять в консерватории»? – как говорил М. Жванецкий.
6. Система образования. Она готовит тех, кто востребован рынком. Захотим стать не наемными работниками, а инвесторами и предпринимателями, будет готовить инвесторов и предпринимателей. Понадобятся новому бизнесу инновации, - будет готовить ученых и изобретателей. Образование станет дороже? Возможно, но ведь и качество станет другим.
7. Профессионалы фондового рынка. Процесс очищения в их рядах пойдет быстрее, чем в промышленном бизнесе. Потому что без денег инвесторов, они – никто, а деньги теперь дадут только тем, кто откроет карты и докажет свою пользу для экономики, для бизнеса и для рядового инвестора. Что производит фондовый рынок? Полезные товары или услуги? Нет, это – просто индикатор состояния отдельных предприятий и отраслей. А ценная бумага становится ценной, если она приносит доход (дивиденды); тогда это – инвестиционный, а не спекулятивный инструмент. Если фондовые компании не будут обучать и готовить инвесторов, они их не получат; если они не пролоббируют изменения законов в пользу инвесторов, они их не получат; если они не раскроют свою «кухню» инвесторам, они их не получат. А если они их не получат, то умрут, поэтому и фондовикам придется нас полюбить.
8. Строители и риелторы. Этим ребятам без инвесторов и вовсе, – никуда. Но сколько у них перспектив для плодотворной работы по-новому! Передовые технологии, новые материалы, принципы финансирования, качество, экология, энергосбережение, - вот где можно развернуться! Но придется согласиться с тем, что времена спекуляций и получения сверхприбылей остались в прошлом. И строить, и продавать и инвестировать придется по-другому.
9. Рекламисты. Этот бизнес без клиентов и без инвесторов не останется никогда. Но он не самостоятелен, он зависит от заказчиков. «Кто платит, тот и заказывает музыку». Были недобросовестные заказчики, - была недобросовестная реклама; придет нормальный бизнес, - и реклама станет информировать, а не навязывать. Но нормальный бизнес не сможет платить так же много, как и мошенники; тут уж и рекламистам придется проститься со сверхдоходами. Вот те же инвестфонды были законодательно ограничены в расходах на рекламу, а пирамидальный «Кингз Кэпитэл» - нет. К чему это (косвенно) привело, мы видим. Точно так же, негосударственные пенсионные фонды законодательно ограничены в комиссионных агентам, а страховые компании – нет. К чему это приведет, мы еще увидим. Так что, количество рекламы, - это тоже важный индикатор для инвестора.
10. Продавцы. Н-да, вот тут я сомневаюсь. Продавцам, если это не продавцы инвестиций или доходных активов, по-прежнему, нужны не инвесторы, а потребители. Вот их то, вместе с их друзьями рекламистами и стоит поостеречься. Возможно, инвесторам придется больше общаться между собой, чтобы о полезных товарах узнавать не из рекламы, а друг от друга. Кажется, мы это уже и делаем. Мы сами. Да, себе самим и своим семьям мы нужны по-прежнему, несмотря на всю нашу необходимость другим участникам рынка. Так что, не надеемся на них, а продолжаем объединяться и учиться.
|