РАЗОЧАРОВАНИЕ И ОПТИМИЗМ.
КУА разочаровали меня трижды:
- как инвестора;
- как консультанта;
- как продавца.
Как инвестор, я разочарован тем, что по вине КУА (а не американского кризиса) развитие фондового рынка тормозится. Здесь важно обратить внимание на отличия между бизнесменом и инвестором. Бизнесмену нужно найти свою нишу на рынке и держать ее параметры в тайне от конкурентов, а инвестор, найдя хорошую инвестицию, заинтересован привлечь в нее новых участников, от чего она становится еще лучше. По привлечению новых участников, КУА, на мой взгляд, и сами недорабатывают, и инвесторов не мотивируют.
Как консультант, я разочарован отсутствием поддержки КУА. Наш Центр, по сути, делает их работу, подготавливая новых инвесторов, а они даже семинарами не хотят нам помочь. Если в миллионном Днепропетровске побывали со своими выступлениями далеко не все КУА из первой десятки; что ж говорить о других городах и других управляющих компаниях? Нет ни рекламных листовок, ни видеопрезентаций, ни роликов. Объясняем на пальцах.
Как продавец, я разочарован отсутствием скоординированных действий КУА. То, что есть, мало похоже на продажи. Рынок – общий, рынок – сырой, конкуренции между КУА, по их собственному признанию, нет, но нет и общей маркетинговой политики. Есть какое-то неуклюжее освоение рекламных бюджетов, без реальной отдачи. Об отсутствии финансовой поддержки продавцов и говорить нечего; о перекосе между вознаграждением аналитиков и продавцов я уже писал здесь: http://investfunds.com.ua/forums/showthread.php?p=41045#post41045
Мы теряем преемственность инвесторов. Первая волна выдержала и рост, и падение рынка, а теперь готовится к новым вложениям. Но она может уйти и дальше. В доверительное управление, в программы совместного инвестирования (без КУА), в самостоятельную торговлю. Вторая волна падения не выдержала, разочаровалась, и без поддержки, на этот рынок может не вернуться. Третья волна назревает сейчас. Именно она способна дать новый толчок рынку, наполнив его деньгами. Но эти новые инвесторы, никому, похоже, не нужны. КУА замкнулись в себе: сократили персонал, урезали рекламные бюджеты и ждут нерезидентов. Они научились хвастаться прошлыми успехами, но не хотят признавать собственные ошибки и говорить с инвесторами на равных в те времена, когда успехов нет. Никто не верит ни во внутренние ресурсы, ни в свои силы по их привлечению, а это – неправильно. Именно сейчас народ мучительно думает над тем, куда пристроить свободные деньги; именно сейчас – лучшее время для перевода их на фондовый рынок; и именно сейчас надо активизировать пропаганду этого рынка. Хуже уже не будет, - почти не будет; но если сейчас расслабиться, эти деньги уйдут куда угодно: в повышенные депозиты, в золото, в дешевеющую недвижимость, в потребительские товары, в землю, будут проедены, пропиты и прогуляны.
А пенсионная реформа? Кто должен был проталкивать в парламенте скорейшее введение второго ее уровня? Насоздавали НПФ и ждем, когда их наполнением займется государство? А поработать с людьми слабо? Кто сказал, что они не готовы? Давно готовы, но не имеют информации. Лайфовые страховые компании оказались куда как более предусмотрительными: не на защите, а именно на пенсионных накоплениях строят они свою, довольно успешную, политику продаж. И совсем не торопятся при этом, перемещать свои страховые резервы на фондовый рынок.
Но хватит о грустном; надо действовать. Но действовать сообща, в одном направлении, координируя свои действия и между собой, и с клубами инвесторов, и с фондовыми магазинами. Фондовые магазины при поддержке КУА должны прирастать за счет страховых, кредитных и прочих брокеров. О клубах инвесторов я уже писал 17 октября (http://investfunds.com.ua/news/16803), а теперь хочу сказать о семинарах и их рекламе. Частично, методика уже опробована в Днепропетровске. Выглядит это так. Двенадцать (например) КУА выбирают массовую еженедельную газету и бронируют в ней постоянное место на три месяца. Естественно, получают скидку. На этом месте размещается реклама, и не просто реклама, а короткая рекламная статья с приглашением читателей на семинар по инвестициям на фондовом рынке. Партнером семинара выступает КУА, оплатившая конкретный рекламный выпуск. Ее представители или сотрудники фондового магазина (клуба инвесторов) по ее же презентации проводят семинар. Слушатели семинара получают рекламную продукцию всех двенадцати КУА, участвующих в этом пуле. В следующем номере меняется только текст статьи и партнер семинара, который его и проводит. Не меняется общий дизайн, который становится для читателей узнаваемым. Получается, что семинары идут непрерывно, листовки раздаются постоянно, а платить за рекламу надо только раз в три месяца. Так мы создадим нужный нам поток информации. Слушателей подхватывает фондовый магазин (клуб инвесторов) и доводит их до продажи. Чей фонд они купят неизвестно, но чей-то, рано или поздно, купят. С НПФ, - то же самое. С циклом передач на местном телевидении, - то же самое. С другими рекламными, просветительскими, пиаркомпаниями, - то же самое. Чем большее количество КУА примут участие в совместных акциях, тем дешевле они будут для каждой из них. Фондовый магазин (клуб инвесторов), - ключевое звено этой программы, призванное обеспечить равные условия для всех на входе, а дальше уже начинается конкуренция условий, доходности, прозрачности и профессионализма каждой компании в отдельности.
Задача должна быть поставлена амбициозная: заместить иностранный капитал отечественным, устранить зависимость украинского фондового рынка от внешних кризисов, повысить доходы своих, а не чужих инвесторов. Я думаю, она решаема. А вы?
Руководитель «Центра Финансового Здоровья», Ждан Сергей.
|