БАНКОВСКИЕ ИСТОРИИ.
Критерий истины – практика,
не правда ли?
КОГДА НАША КАРТА БИТА.
Как
вы думаете, сколько банков в Днепропетровске, 30, 50 или, может быть целых 80?
Примерно такие цифры называли опрошенные мною знакомые. На самом деле, еще
больше. В недавно появившемся в продаже шестнадцатом выпуске (солидный возраст,
однако) справочника «Днепропетровские банки», их 102, а по последним сведениям от
Юрия Семеновича Солощенко, составителя этого справочника, - уже 106. Не все из
этих банков широко известны, не все имеют больше одного отделения в городе, но
по-своему полезным грамотному клиенту может быть каждый из них. Чтобы сделать
правильный выбор, нужно исходить не один десяток километров днепропетровских
улиц и переулков, посетить не один десяток банковских офисов и лично пообщаться
с сотрудниками каждого из них.
Сведения
о банках, размещенные в справочнике, личных контактов, конечно, не заменяют, но
помогают сократить количество потенциальных претендентов на сотрудничество. Еще
больше пользы от одноименного сайта ( www.dneprbanks.dp.ua), где информация и обширнее, и свежее. Сайт существует с
2004 года, но в последнее время он стал активно расширяться и меняться в лучшую
сторону. Там уже появляются страховые компании, а за ними последуют и другие
финансовые учреждения Днепропетровска. Поскольку подобного финансового ресурса
в городе больше нет, а он, как ни крути, горожанам нужен, желательно всем вокруг него объединиться: и добросовестным
финансистам, и государственным регуляторам, и финансовым консультантам, и
активным гражданам. Дискуссия должна быть открытой, предложения – понятными,
условия – прозрачными. И над всем этим – принцип публичного сравнения и честной
соревновательности.
Прошли
те времена, когда самыми надежными считались крупные банки, а самыми щедрыми
они, между нами говоря, никогда и не были. Маленькие банки не всегда могут
похвастаться громадными зданиями и огромными буквами на крышах домов, поэтому
привлекать клиентов им остается хорошими ставками и лояльным к ним отношением.
И это хорошо, ведь нам, банковским клиентам нужны вовсе не их большие вывески и
красивые фасады, а то, чего друг детства Остапа Бендера Коля Остен-Бакен хотел
добиться от подруги его же детства, польской красавицы Инги Зайонц, - нам нужна
их любовь.
Хотя,
если по правде, - это утопия; вряд ли банки смогут полюбить нас больше, чем
деньги. Но с другой стороны, банкиры тоже люди, а в банках работают не
бездушные роботы, а обычные граждане, - пускай не лучше, но ведь и не хуже
многих других. Просто зачастую, становиться бездушными их заставляет, не очень
отвечающая нашему историческому характеру, жесткая западная система менеджмента
(управления).
Иногда,
для того, чтобы сделать правильный выбор, первичного общения тоже недостаточно,
- надо увидеть банк в деле, а именно, в неоднозначной ситуации. Банки, как и
друзья, тоже познаются в беде. В таких случаях,
у нас обычно нет возможности видеть сам процесс борьбы человеческой
душевности и механической бездушности, но узнать ее результат мы можем.
Вот – первая история. Есть обыкновенная
пластиковая карта, обслуживание которой стоит 60 гривен в год. На мой взгляд,
по отношению к клиенту, это не очень хорошо, - все-таки, банк пользуется его
деньгами почти бесплатно (по крайней мере, в данном случае), но раз договор
подписан обеими сторонами, значит, так тому и быть. Кстати, деньги за оплату
своих услуг, банк берет авансом, на год вперед, что по отношению к клиенту, не
честнее: услуг еще нет, потребность в них на будущее не определена, а деньги
вынь да положь прямо сейчас. Собственно, из-за этого и весь сыр-бор.
Клиент решил, что в следующем году эта карта
ему не понадобится, и вознамерился от нее отказаться. Вот только опоздал он с
этим намерением на какую-то неделю-другую: счетчик уже включился, до
поступления оплаты карта заблокировалась, и все пути к отступлению оказались
отрезанными. Формально, вопросов к банку нет, свои интересы он четко очертил и
защитил.
Однако
клиент, опираясь на здравый смысл и собственные понятия о справедливости, все
же понадеялся на душевность неизвестных ему работников центрального аппарата и
написал заявление с просьбой не судить его слишком строго, удержать плату за
просроченные дни и разойтись с миром.
Банк
взял стандартный для него месяц на раздумья, что тоже характерно (клиенту он
этого месяца не давал). Теперь мы все подождем, а когда решение появится, я вам
о нем расскажу. Тогда же назову и банк.
Вариантов
ответа, видится три.
1. В просьбе отказать категорически (мол, не положено).
2. Взять плату за время просрочки и согласиться с
дальнейшим расторжением договора.
3. Взять плату за время просрочки, плюс за месяц,
потраченный на принятие решения.
Если мы подумаем, что клиент может
бросить карту на стол банкирам и ничего не платить, то не все так просто.
Несмотря на фактическое отсутствие обслуживания (ведь карта заблокирована),
счетчик продолжит свою работу дальше. К плате за отсутствующее обслуживание
добавится немалая пеня, потом новая плата, потом новая пеня, а там, глядишь, и
до описи имущества дело дойдет. И это называется высшая системная
справедливость с точки зрения банка.
Но
не будем торопиться; возможно, верх возьмут другие чувства, и решение окажется
в пользу клиента. Если будет отказ, банк заслужит наше уважение за
принципиальность, если будет согласие, банк заслужит нашу любовь за лояльность.
Теперь все в его руках.
УДАЧНАЯ
НАХОДКА.
С
приятным удивлением должен отметить, что среди,
не блещущих особым разнообразием банковских депозитов, встречаются
довольно интересные экземпляры. Впрочем, креатив их разработчиков не всегда
находит соответствующую поддержку на местах, почему эти находки пока и не
«взрывают» рынок.
Ну,
например. Многие вкладчики, которые стремятся к получению максимального дохода,
имеют депозит с выплатой процентов в конце срока. Многим другим, важнее доход регулярный,
поэтому они выбирают депозит, пусть с меньшей доходностью, но зато с более
частой (например, ежемесячной) выплатой процентов. Еще кому-то важен свободный
доступ к своим сбережениям, и они выбирают текущий счет.
Все
это вполне обыденно. Но вот кое-что новое: банк «Х» предлагает дополнить
годовой депозит с вполне приличными на сегодня
15,9% годовых, функцией «активные деньги», которая подразумевает
свободное распоряжение содержимым (довложение/снятие) с помощью пластиковой
карточки и с не менее приличными для такой услуги 10% годовых. В результате,
клиент в одной упаковке получает сразу два продукта. При этом, регулируя
размеры постоянной и переменной части, роль каждого из них можно как усилить,
так и ослабить.
Та
часть населения, которая относится к банкам с прежней опаской, может свести
постоянную часть к минимуму в 200 гривен, зато переменную использовать по
полной программе. Те, кто склонен к долгосрочным депозитам, получает способ
ежемесячного снятия процентов, которые продолжают работать и в то же время
постоянно находятся под рукой, ведь банк «Х» является участником большой сети
банкоматов, долго искать которые не придется.
А
теперь – о других плюсах и неизбежных минусах данного продукта.
Плюсы:
1. Выпуск обслуживание карточки - бесплатно.
2. По истечении года, автоматическое продление договора
на следующий год и перевыпуск карточки - бесплатно.
3. Лимиты снятия средств с карточки можно изменять по
телефону.
4. Пополнение карточного счета и частичное снятие денег
(вплоть до неснижаемого остатка в 200 гривен) – бесплатно.
Минусы:
1. Банк «Х» имеет в Днепропетровске мало отделений, а пополнить
активный счет наличными можно только в них.
2. Пополнение активного счета по безналу, стоит денег.
3. Тарифы по обслуживанию карточки могут меняться, но
узнать об этом, можно только придя или позвонив в отделение.
4. Досрочное расторжение договора невыгодно финансово и
затягивается на 5 дней. Валютный вклад при этом может быть возвращен в гривне
по курсу самого банка.
Минусы, на
мой взгляд, для банка не принципиальные, и от них можно было бы безболезненно
отказаться. Меня они тоже особо не напрягают, поэтому депозитный договор я
заключил (кстати, должен отметить внимательное отношение оформлявшей его
сотрудницы), перенеся свои расходные деньги со старой карточки другого банка,
на новую. Нет, старый банк не надежнее нового; просто на сегодняшний момент, он
более жадный. А жадность в финансовом мире чревата.
Этот банк я тоже пока не называю. Во-первых, потому,
что в следующий раз хочу рассказать еще об одном его продукте; во-вторых, для
того, чтобы те, кому описанный депозит понравился, попробовали найти этот банк
самостоятельно. Тогда они смогут рассчитывать на личное развитие, которое
состоит из поиска, осмысления и практического
применения информации. Вооружившись выше упомянутым справочником «Банки
Днепропетровска» и соответствующим сайтом, сделать это будет не так сложно.
Руководитель
«Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.
797-17-30,
uainvestor@i.ua
|