Дети и деньги.
В прошлый раз я рискнул дать определение
инвестированию, как управлению
собственными жизненными ресурсами. Не отказываюсь от него и сегодня.
Добавлю, что видимо, личное управление – это не только наше право, но и
обязанность, пренебрежение которой может закончиться чем-нибудь плохим.
А вот ресурсы,
которыми мы управляем.
1. Врожденное
и заработанное здоровье.
2. Полученные
от рождения ум, таланты и способности.
3. Приобретенные
в процессе обучения знания, умения и навыки.
4. Финансовые
активы и капиталы.
5. Материальные
ресурсы.
6. Связи,
знакомства, круг общения.
7. Характер,
воля – дух.
8. Чувства,
эмоции, - душа.
Естественно, среди них оказались финансовые активы и
капиталы, проще говоря, - деньги. Не могу назвать этот ресурс самым главным, но
к теме данной статьи он относится, как нельзя, лучше.
Итак, если инвестировать, означает реализовывать
свое право распоряжаться и управлять деньгами, то закономерны некоторые
вопросы.
1. Когда, то есть, в каком возрасте это право
возникает?
2. Зависит
ли оно от возраста или только от наличия денег?
3. Право
управлять, - оно безусловное или им надо с кем-то делиться, например, со
взрослыми?
4. Деньги
для управления можно получить от родителей или их надо заработать
самостоятельно?
О детских карманных деньгах сказано немало, но порядка
в этом вопросе, как не было, так и нет. В первую очередь потому, что все дети
разные и взрослеют с разной скоростью – просто невозможно дать возрастные
рекомендации, которые подошли бы каждому ребенку и каждому родителю. Во вторую
очередь потому, что семьи очень отличаются достатком, а сами родители – характером.
О финансовом просвещении детей говорят и финансисты,
и психологи, но пока я вижу во всех их словах только желание заработать.
Финансисты желают воспитать преданных потребителей своих финансовых услуг, а
психологи - расширить список своих клиентов. Сами родители финансово
просвещать своих чад не рвутся и,
видимо, правильно делают. На управление всеми ресурсами, силенок у детей пока
не хватает, и им лучше сосредотачиваться на главном – развитии себя, своих
внутренних качеств, формировании характера.
Как-то не встречались интервью с самими детьми.
Наверное, не потому, что детям нечего сказать, а потому что им это пока не
интересно. Это еще раз подтверждает мысль о том, что не стоит стараться сделать
детей счастливыми (а также финансово грамотными) помимо их желания.
Единственно, что могу отметить из этой области, - две книги Бодо Шефера о девочке Кире и собаке
по имени Деньги. Там, действительно, изложен детский взгляд на деньги, который
на поверку оказывается более взрослым, чем у самих родителей Киры. Я бы сказал,
неестественно взрослым. Но, поскольку, действие книг происходит в
германо-американских реалиях, далеких от нашего образа жизни, то и
воспринимаются они не совсем серьезно. Во всяком случае, резонанса, подобного
тому, который вызвала первая книга Бодо Шефера «Путь к финансовой независимости», эти книги
не имели (о второй вообще мало кто знает). Не слишком впечатляют и «детские»
книги Роберта Кийосаки «Богатый ребенок, умный ребенок», «Если хочешь быть
богатым и счастливым, не ходи в школу», которые, похоже, свою актуальность уже
утратили. Основная мысль этих книг следующая:
твой банкир никогда не попросит тебя показать ему твой школьный табель,
его интересует твой финансовый отчет. Думаю, наступают времена, когда банкир
перестает быть авторитетом, которому хочется что-то показать и спросить совета.
И уже сегодня, для нас важно побольше от него утаить. Вот, что пишет автор во введении к первой из
этих книг:
«В век промышленности было принято
учиться, получить хороший аттестат или диплом, найти надежную работу с
гарантированными льготами и держаться за нее всю жизнь. Проработав примерно
двадцать лет, человек выходил на пенсию, и до конца жизни о нем заботились
компания и правительство.
В век информации правила изменились.
Теперь человек учится, получает хороший аттестат или диплом, находит работу и
первым делом проходит курс переподготовки. Затем находит новую компанию, новую
работу и снова проходит переподготовку. А затем молит Бога, чтобы отложенных
денег ему хватило на жизнь после шестидесяти пяти, потому что в наше время
старики живут долго».
Я не готов пока (можем подумать об этом вместе) сформулировать,
чем характеризуется нынешний век (астрологическая эра Водолея) и как его лучше
назвать, но, на мой взгляд, он уже не таков, как это описано у Кийосаки. А раз
так, то и наше поведение должно быть другим, а о детях в этом смысле и говорить
не приходится.
Я также прочел и пролистал несколько книг на тему
«Как вырастить ребенка богатым», написанных русскоязычными авторами. В них
изложены вроде бы правильные вещи, которые на практике не работают, потому что весь их запал сводится к тезису
«Как реализовать в детях свои несбывшиеся мечты». Большинство родителей и так пытаются
делать это, причем, без всяких руководств и, как водится, безуспешно. Психологи
объясняют это тем, что у детей, дескать, собственная программа развития, с
родительской никак не связанная, и поэтому большинство попыток «повториться в
детях» всегда будут тщетными. Но у меня на этот счет есть другая версия.
Дети все-таки подражают родителям. Вольно или
невольно. Чаще невольно, потому что происходит это на уровне подсознания.
«Яблоко от яблони недалеко падает» - в народе это давно заметили. Дело в том,
что подражание – это самый старый, но по-прежнему, самый действенный метод
обучения. Он тянется за нами из нашего животного прошлого и вряд ли
когда-нибудь закончится. Жаль, что применить его в эпоху массового образования,
становится все сложнее. Раньше мастерство было штучным товаром и передавалось
от мастера к ученику на протяжении не одного года тесного и непрерывного
общения. Сейчас, когда вдруг мастерами
захотели стать все, образовательный бизнес с энтузиазмом откликнулся на то, что сам же и организовал. Личное
мастерство родителя (мастера) он подменил искусно «нарисованным» и
растиражированным «профессионализмом» безликого наемного персонала. Не замечая
подмены, озабоченные зарабатыванием денег, родители дружно бросились
перепоручать воспитание собственных детей нянькам, репетиторам, аниматорам,
школам раннего развития и детским центрам. Но беда тут даже не в том, что
внешние воспитатели чужих детей плохо повлияют на их формирование, а в том, что
находясь в отрыве от детей, родители перестают совершенствоваться, воспитывая в
себе образец для их подражания. Дети – наше зеркало, и этого зеркала мы сам
себя лишаем. Это же на людях (при детях) надо быть скромным, добрым, любящим и
нравственным, а раз они не видят, то можно расслабиться и остаться самим собой.
Так вот, дети все равно своим внутренним
взором все видят, они тонко чувствуют фальшь, легко распознают ложь, впитывают
и усиливают в себе все обнаруженные тенденции.
Поэтому, если и учить детей, то - только собственным примером. Учиться и меняться
самим, а вслед за нами, будут учиться и меняться они.
Если говорить о деньгах, то это не самый сложный
вопрос. Детский бюджет, выделенный отдельно в бюджете семьи, должен быть
всегда. Ребенок, когда сам захочет, должен иметь возможность принять участие в
его обсуждении и реализации.
Родители должны в присутствии детей самого раннего
возраста, открыто и честно обсуждать цели и планы, доходы и расходы, цены и
инвестиции, зарплаты и все остальное, связанное с деньгами (в том числе, и
бюджет ребенка). Когда дети будут готовы, они сами подключатся и сами зададут
нужные вопросы. И в этот момент, от родителей потребуется только одно: быть
искренними. Это значит, не допускать, чтобы их слова (хотели же, как лучше) не
расходились с их (нет, не делами, дела мы научились скрывать друг от друга)
мыслями, которые дети прекрасно «читают». По Тютчеву и так, «мысль изреченная
есть ложь», а если мы еще и намеренно приврем, то в детях наше вранье только
усилится и со временем, по нам же и ударит.
И это – все. Больше – никаких «умных» книжек и
советов.
Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей. 056-797-17-30, www.uainvestor.ucoz.ru
|