ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР.
Потеря есть начало размножения, множество – начало
потери.
Лао-цзы.
Однажды мой товарищ слушал Высоцкого и вдруг за
словами одной из песен явственно увидел описание фондового рынка и поведения на
нем инвесторов. Это было странно и удивительно. В 1968 году, когда была
написана песня, в Советском Союзе, ни о каком фондовом рынке не могло быть и
речи. Он поделился своим открытием со мной, и мне ничего не оставалось, как
согласиться. Действительно, очень похоже, что (пусть иносказательно) речь идет
о некоем инвестиционном фонде, участниками которого мы все являемся. Судите
сами.
Четыре года рыскал в море наш корсар, -
В боях и штормах не поблекло наше знамя,
Мы научились штопать паруса
И затыкать пробоины телами.
Четыре года наш фонд качается на волнах рыночных
колебаний. Кажется, что за это время мы научились более или менее спокойно
переживать его взлеты и падения.
За нами гонится эскадра по пятам, -
На море штиль - и не избегнуть встречи!
Но нам сказал спокойно капитан:
"Еще не вечер, еще не вечер!"
Нас постоянно преследует призрак неизвестности и
неопределенности; в бурном рыночном море, где свободно гуляют финансовые
кризисы, случиться может всякое. И все мы знаем, что рано или поздно, что-то
непременно случится. Но управляющий активами фонда спокоен, он готов к любому
развитию событий.
Вот развернулся боком флагманский фрегат -
И левый борт окрасился дымами, -
Ответный залп - на глаз и наугад -
Вдали пожар и смерть! Удача с нами!
И вот кризис атакует. Цена некоторых акций,
находящихся в портфеле фонда, снижается. Это приводит к общему падению
стоимости активов. В ответ управляющий использует свободные средства для
докупки подешевевших акций. При обратном движении рынка, это приносит ощутимый
рост.
Из худших выбирались передряг,
Но с ветром худо, и в трюме течи, -
А капитан нам шлет привычный знак:
Еще не вечер, еще не вечер!
Однако, кризис и не думает отступать. С ним трудно
бороться, потому что свободные средства уже израсходованы и пространство для
маневра уменьшилось. Управляющий призывает держать себя в руках.
На нас глядят в бинокли, в трубы сотни глаз -
И видят нас от дыма злых и серых, -
Но никогда им не увидеть нас
Прикованными к веслам на галерах!
В прессе появляются мнения о своевременности выхода из
акций и перевложения в консервативные инструменты с низкой доходностью. По
нашему мнению, это означает утратить все перспективы на будущее и из инвесторов
превратиться в прикованных к банкам вкладчиков. Этого не будет.
Неравный бой - корабль кренится наш, -
Спасите наши души человечьи!
Но крикнул капитан: "На абордаж!
Еще не вечер, еще не вечер!"
Наступает решительный момент кризиса, похоже, рынок
приблизился к своему дну. Управляющий выступает перед инвесторами с
предложением дополнительно внести в фонд новые деньги, провести ребалансировку
и максимально скупиться в ожидании предстоящего роста.
Кто хочет жить, кто весел, кто не тля, -
Готовьте ваши руки к рукопашной!
А крысы - пусть уходят с корабля, -
Они мешают схватке бесшабашной.
В среде инвесторов назревает раскол, не все согласны с
позицией управляющего. Это – предвестие паники. Фонд находится под угрозой
развала.
И крысы думали: а чем не шутит черт, -
И тупо прыгали, спасаясь от картечи.
А мы с фрегатом становились к борту борт, -
Еще не вечер, еще не вечер!
Все решается на общем собрании. Часть инвесторов
требует закрытия фонда и распродажи его активов по любой цене. Другие считают
наступивший момент удобным для скупки и готовы к новым денежным вливаниям.
Лицо в лицо, ножи в ножи, глаза в глаза, -
Чтоб не достаться спрутам или крабам -
Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах, -
Мы покидали тонущий корабль.
Вопрос решен: старый фонд закрывается. Осторожные
инвесторы получают свою долю и покидают собрание. Остальные создают новый фонд
и поручают управляющему наполнить его новыми активами. Они не хотят упускать
благоприятный момент и считают, что терять им нечего.
Но нет, им не послать его на дно -
Поможет океан, взвалив на плечи, -
Ведь океан-то с нами заодно.
И прав был капитан: еще не вечер!
Со дна только один путь – наверх, и мы решаем идти
этим путем. На нашей стороне рынок, который обязательно взлетает после любого
падения. У нашего фонда все впереди.
Такая вот история. Думаете, - случайное совпадение?
Эту мысль я отбросил сразу же. Во-первых, Владимир Высоцкий – поэт-пророк. Он
тонко чувствовал скрытые стороны жизни и видел будущее. Приходившие к нему по
ночам образы, он интерпретировал и воплощал в своих песнях, о которых сам
говорил, что в них есть и второй, и последующие, более глубокие планы, не
всегда понятные современникам. Во-вторых, при всем своем многообразии, жизнь во
всех своих проявлениях развивается по одним и тем же законам. Зная это, мы
можем понять любой предмет, определив и связав между собой причину и следствие.
Зная это, мы можем легко переходить от общего к частному (дедуктивный метод
познания) и от частного к общему (индуктивный метод познания). И энергетически,
и информационно мир един; в каждой его капле есть информация обо всем (включая
то, что было и то, что будет). Наше дело – изучать его, понимать его и
сливаться с ним, восхищаясь его красотой и гармонией. Как точно сказано у
Козьмы Пруткова: «Человек!
возведи взор свой от земли к небу,- какой, удивления достойный, является там
порядок!...»
Кстати, потом я узнал, что песня «Еще не вечер» была
написана Владимиром Семеновичем к четырехлетию театра на Таганке и посвящена
его главному режиссеру Юрию Любимову. Видимо, него и списан образ капитана
корабля. Впрочем, неважно, как зовется капитан; по большому счету, его голос –
это голос Бога; в отдельных же случаях он может быть и голосом управляющего,
режиссера, учителя, отца, друга или собственным внутренним голосом. Важно
другое, важно слышим ли мы этот голос, а если слышим, то слушаем ли? Говорит же
он нам примерно о следующем.
1. Жизнь
– это волна. Точно так же, как свет, несущий жизнь; точно так же, как любые
другие виды энергии. Даже мельчайшие
частички материи, постоянно пребывают в колебательном движении. Цикличны также
все известные нам явления природы. Волна – образец нестабильности.
2. К
стабильности стремится наша форма, внешняя оболочка, - наше тело, потому что
оно временное. К стабильности стремится человек, отождествляющий себя
исключительно с телом. Это и есть его главная ошибка.
3. Наша
бессмертная часть, - наша душа постоянно находится в движении и в развитии.
Развитие – это непрерывная череда возникновения и разрешения конфликтов. Не бывает
безвыходных ситуаций, не бывает вопросов без ответов, не бывает проблем без
решения. Отсутствие движения – это остановка жизни, смерть.
4. Если
мы пытаемся заключить себя целиком в рамки постоянства и получать от жизни
только положительные эмоции, возникает внутренний конфликт, который приводит к непредсказуемым
последствиям, среди которых - сумасшествие, болезни, депрессивные состояния.
5. В
то же время, жизнь, как и свет, дискретна. Мы получаем ее не всю целиком, а
маленькими порциями. Внутри порции, на воспринимаемом нами уровне – постоянство,
между порциями – кризисы, перестройки, ребалансировки, бури и катаклизмы.
6. Жизнь
гармонична. В нужных пропорциях она содержит в себе и радость, и печаль; и
добро, и зло; и взлеты, и падения; и начало, и конец. Все вместе это есть
любовь.
7. Если
мы хотим избежать неприятностей и жить без боли, мы будем умирать, получая их в
повышенных количествах. Напротив, если мы будем радоваться и благодарить за
все, что происходит с нами, любые наши желания смогут исполняться.
8. В
то время, когда мы находимся на дне рынка, в пучине жизненных обстоятельств,
как раз и формируются основы будущего успеха. Здесь важно выстоять,
перетерпеть, не сдаться. Зная общие законы развития, это легко. Главное
помнить: в конце концов, все будет очень хорошо. Если же сейчас все очень
плохо, то это еще не конец.
|