ЕЩЕ
РАЗ О ДОВЕРИИ.
Доверие – это отношение к другому лицу, которое
основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности,
честности, искренности.
(Словарь по этике).
КАК Я НЕ СТАЛ КЛИЕНТОМ ДЕЛЬТА БАНКА.
У многих из нас есть зарплатные,
кредитные и дебетовые банковские карты, а некоторые даже научились
рассчитываться ими за покупки. Большинству пока более привычна другая схема: у
входа в магазин снять с карточки наличные в банкомате, а потом расплатиться ими
на кассе. Потеря нескольких гривен в виде банковской комиссии, одними рассматривается, как неизбежное, но мелкое
зло, другими – как зримое воплощение железного принципа «бесплатный сыр бывает
только в мышеловке». Не знаю, зачем этот
самообман, ведь на самом деле здесь действует совсем другой принцип, который
называется «за все уплачено». Платит в данном случае (2% банку) сам магазин.
Возможно, эти 2% он перекладывает в конечном итоге на клиентов, включая их в
торговую наценку. Что ж, в этом случае грамотный покупатель хотя бы не платит
дважды.
Иногда он может и выиграть, принимая
участие в конкурсах, которые периодически устраивают банки и платежные системы,
стимулируя рост карточных расчетов в торговых сетях. Выигрыш в подобных
конкурсах – дело редкое и неопределенное, но при наличии в карточном продукте
функции «кэшбэк» (возврат денег), о котором я уже как-то упоминал, доход может
стать постоянным. За рубежом такая функция имеет широкое распространение,
потому что она логична: банк делится с клиентом частью той прибыли, которую он
заработал с его помощью. Украина в плане логики пока отстает, поэтому я
удивился, когда в рекламной листовке Дельта Банка прочел, что, рассчитываясь в торговой сети
«Кредитной карточкой № 1» этого банка, ее владелец получает в конце месяца 1%
от потраченных денег назад на свой счет. Здорово, - подумал я, и при случае зашел
в одно из отделений Дельта Банка, чтобы разузнать обо всем подробнее.
Случай не стал счастливым, потому как
в разгар рабочего дня весь персонал отделения срочно отбыл куда-то на совещание
по поводу улучшения качества обслуживания клиентов. На хозяйстве остался
охранник и единственная девочка-операционистка, которой было не до меня, потому
что ей тоже выпал редкий случай остаться без присмотра начальства. Выдать мне
на руки образец договора на открытие чудо-кредитки она отказалась, посоветовав
приходить не раньше, чем срочно понадобятся деньги. Видимо ее опыт подсказывал,
что в таком состоянии клиенты более покладисты. Это верно, мое поведение никак
не отвечало образу смиренного просителя, за что я и понес заслуженное
наказание. Задав от огорчения еще несколько малозначимых вопросов, я отбыл восвояси, что называется «несолоно
хлебавши». Где же мне было знать тогда, что таким образом сама судьба отводила
нас с банком друг от друга, заранее зная, что ничего путного из этой встречи не
выйдет.
Разговор нашего высокообразованного
сознания с судьбой, интуицией, подсознанием и прочими потусторонними голосами
обычно короткий и возражений не
терпящий. Поэтому через пару дней, волевым усилием приведя себя в состояние
жажды денег, я снова явился в отделение Дельта Банка.
Сразу замечу, что сидя в очереди,
общаясь с менеджерами, заполняя документы, я не переставал восхищаться четко
организованными бизнес-процессами; на моих глазах работала отлаженная система
добывания денег, - своеобразная денежная машина. И эта прекрасная система, чудо
современной науки управления, берет меня себе в партнеры и согласна разделить
со мной свои доходы! Что характерно, она мне доверяет, веря на слово и месту
работы, и размеру заработной платы, и сведениям о семье, и номерам телефонов. И
даже размер кредитного лимита система позволяет мне выбрать самостоятельно,
полностью доверяя моей скромности и полностью потакая моей жадности (почему, я
понял чуть позже). Внешняя оценка порядочности и платежеспособности клиента все же проводится с помощью нескольких
отработанных телефонных звонков из Киева, - начальнику, другу, жене, но вопросы
задаются простые и формальные.
Такое доверие окрыляет и вызывает
ответное доверие. Расслабившись под убаюкивающее воркование менеджера, я одну
за другой, бегло просматривая, подписываю бумаги и спохватываюсь только на двух
последних. Это – договор добровольного страхования жизни от страховой компании
«Дельта Жизнь» и договор добровольного
страхования финансовых рисков от страховой компании «Дельта». Хм, о страховании
мы вроде не договаривались. Еще раз пересматриваю пакет документов.
Вот – копии паспорта и идентификационного кода. Их надо
заверять своей подписью. Кроме того, я поставил на каждой страничке дату,
название банка и кредитки. Предосторожность не лишняя, потому что случаи выдачи
кредита по чужим документам еще встречаются.
Вот – сам договор на трех страничках
мелкого текста. Четвертая – свободна, значит дело не в экономии бумаги (шрифт
можно было бы увеличить на треть). Ни номера доверенности специалисту, который
от имени банка подписывает со мной договор, ни срока ее действия нет; указана
только дата. Неизвестно и кем она выдана. По идее, это должен быть киевский
нотариус, но на нет и суда нет. В случае чего, можно будет сказать, что тот
специалист, который незаконно оформил договор, в банке уже не работает.
Вот – условия выдачи кредитной
карточки, вот – тарифы на ее обслуживание, вот – скрытая от меня (ай-я-яй)
ежемесячная плата (9,9 гривен) за обслуживание, вот – образцы квитанций для
оплаты задолженности (тут шрифт чудесным образом вырос и пожирнел), вот –
разрешение передавать информацию обо мне кому угодно, вот – снова договоры
страхования. М-да, «Казань брал, Шпака не брал»… .
Что такое банковское страхование я
недавно писал, поэтому мне все ясно. Беглого взгляда на договор достаточно,
чтобы понять: ежемесячно у меня будут отбирать 1%, но не от суммы потраченных
денег, а от размера выбранного мной же кредитного лимита. Вот почему мне
предлагали самостоятельно указать любую цифру от нуля до 30 000 гривен.
Сам выбрал, сам и расплачивайся за свой выбор, - жаловаться некому.
Когда-то я аргументировал полезность
наличия в кармане кредитки со значительным кредитным лимитом тем, что в случае
чего, благоприятные возможности не будут упущены. Дельта Банк умудрился
обложить мои аргументы ежемесячным налогом, чем существенно снизил их
значимость и еще раз подтвердил свою изобретательность в деле получения
незаработанных денег. То, что они действительно не заработанные, то, что банк
создает не услугу, а лишь ее видимость, пусть расскажут страховые агенты
небанковских страховых компаний; вместе со всем страховым рынком, они больше других
страдают от такой «конкуренции».
Поскольку отказаться от
«добровольной» страховки мне не удалось, пришлось писать отказ от всего пакета
целиком. Так наши отношения и не сложились. Но попытка все равно была полезной.
Банк пополнил информационную базу сведениями
обо мне и моей семье, а я получил несколько уроков на будущее и несколько
интересных мыслей в настоящем.
Вот, например. Да, банковские фокусы
и манипуляции доверия не вызывают, но кто такой этот банк? Кровожадный монстр,
лохматое чудовище, грабитель с большой дороги? Вовсе нет, - это милые люди, -
симпатичные девушки и вежливые ребята в красивой униформе. Люди как люди,
ничего особенного, - как говорил булгаковский Воланд. Они не хуже и не лучше
прочих; как и многие из нас, они просто «продали душу дьяволу». Дьявол – это
тоже совсем не черт с рогами и копытами из какого-то мифического ада; дьявол
находится внутри нас, - это неконтролируемые желания иметь, потреблять,
управлять, властвовать. В угоду этим желаниям, мы готовы обманывать, воровать, угнетать,
отбирать, завидовать, возноситься, гневаться, одним словом, - делать все, лишь
бы за это платили.
Кто загрязняет город мусорными
свалками, кто превращает водоемы в зловонные лужи, кто отравляет воздух, кто
производит вредную еду и фальшивые лекарства, кто врет в СМИ, кто попирает
законность, кто, предав нравственность и забыв о совести, готов на все ради
денег? Это делаем мы, маленькие люди, каждый из нас за свои 10, 20 или 30
сребренников. Да, нас используют, но только потому, что мы на это соглашаемся.
Если не соглашусь я, найдется другой, - думаем мы. И постепенно теряем душу. А
самые большие потери - те, которые мы не замечаем. Утешает одно: обратный путь
чаще всего все-таки возможен; вопрос лишь в его цене.
Руководитель
«Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.
797-17-30, www.uainvestor.ucoz.ru
|