Вопрос: Какой совет вы могли
бы дать среднестатистическому человеку?
Ответ: Не будьте
среднестатистическим.
ИГРА «ЖИЗНЬ».
Вступая
в игру под названием «Жизнь», мы встречаемся в ней с другими игроками. В этой
игре нет проигравших. Как когда-то писал Е. Евтушенко, - «Кто родился - тот уже
везучий. Жизнь - очко с беззубою каргой». Но назвать в этой игре победителем
можно тоже далеко не каждого. А ведь многие из нас хотят не просто играть, но
выигрывать.
О
талантах данных свыше, которые желательно рассмотреть пораньше, мы говорили в
прошлом номере «Горожанина»; о профессиональной ориентации – тоже. Продолжим в
том же духе.
Старый
анекдот, вычитанный в одной из книг Р. Кийосаки. Гуляя по лесу, двое друзей
наткнулись на медведя. Как ты думаешь, кто бегает быстрее, медведь или мы? -
поинтересовался один из друзей. Насчет медведя не знаю, - ответил второй, но
мне важно бежать быстрее тебя.
Если
кто-то еще не понял, то я повторю: сегодня весь мир живет по этому правилу;
каждый выигрывает свое место под солнцем не у правительства, не у корпораций,
не у финансовых компаний, а у таких же игроков, каким является он сам.
В
советские времена существовала и была популярна забавная присказка: «Я в
азартные игры с государством не играю»; сегодня список тех, с кем не стоит
вести азартные игры, стал существенно шире. Заработав какие-то деньги, мы
отважно вступаем в финансовые игры с банками, страховыми компаниями, кредитными
союзами, инвестиционными фондами, которые тоже играют для того, чтобы выиграть.
Но они к этой игре долго и тщательно готовились: обучали персонал, проводили
рекламные компании, выстраивали бизнес-процессы, конкурировали с себе подобными,
формировали правила игры.Разве не
естественно, что у них больше шансов на победу?
А
что делаем мы? Ищем защитника в лице государства, жалуемся ему и просим помощи.
Разве не понятно, что государство, прикрываясь лозунгами спасения экономики,
помогает, и всегда будет помогать только богатым? Какими будут пенсионная
реформа, жилищный и трудовой кодексы, налоговая система страны, безусловно,
важно. Но еще важнее, что мы сами предпринимаем для собственного спасения. Нам
вовсе не нужно бежать быстрее медведя. Требуется только обогнать тех, кто
бездействует, ожидая манны небесной от правительства.
ДВА ОБСУЖДЕНИЯ.
Я
посетил их в один день, 1 марта. На первом из них, представители общественных
организаций, входящих в совет при Облгосадминистрации, обсуждали проект
пенсионной реформы. Было много критики, жалоб на несправедливость, просьб не
обижать ту или иную категорию населения, и требований вернуть проект на
переработку. Мое предложение, начать действовать самостоятельно, например,
создать собственный муниципальный накопительный пенсионный фонд, который был бы
подконтрольным общественности, энтузиазма, мягко говоря, не вызвало. Ведь это –
достаточно сложная работа. Одним словом, пошумели и разошлись. Похоже, что
участники этой встречи не понимают главного: пенсионная реформа направлена на
сокращение расходов пенсионного фонда, и эти расходы будут сокращены, несмотря
ни на какие обсуждения. Иначе правительство не получит очередной кредит от МВФ
и не закроет очередные прорехи в бюджете.
На
втором мероприятии, участники негосударственного пенсионного фонда (НПФ)
«Социальный стандарт» встречались с руководством фонда и обслуживающих его
компаний. Здесь обсуждались действия и успехи управляющих, говорилось о том,
что каждый из нас может реально предпринять для увеличения собственных
накоплений. Было определено два таких действия: оптимизировать количество и
состав пенсионных контрактов в семье и договариваться с работодателями о
совместном использовании льготного налогообложения для пользы, как предприятия,
так и его работников. Меры были предложены совершенно конкретные. Они позволяют
выиграть у тех, кто не делает, а лишь просит.
Так
вот, для тех, кто готовучиться и
настойчиво работать над приобретениемфинансовых навыков, а не выступать в общем хоре нытиков, нет плохих
времен. Потому что они играют не с обстоятельствами, которые действительно,
могут быть более или менее благоприятными, а с другими людьми, которые
проигрывают из-за того, что отказываются учиться.
УЧЕНЬЕ – СВЕТ?
И
кстати, знаете ли вы, почему они отказываются учиться? Ответ на этот вопрос мы
можем найти в результатах исследования, которое в конце прошлого года провела
Региональная миссия Агентства США по международному развитию в Украине – USAID. Ответ и грустный, и
смешной: потому что более 60% респондентов считают себя финансово грамотными.
При этом, на все семь простых математических вопросов из школьного курса, без
которых невозможно управлять собственными финансами, правильно ответили менее
1% респондентов, только 22% смогли дать пять или шесть верных ответов и целых
51% не смогли ответить более, чем на три вопроса.
Если человек всегда прав, ему не
надо изменяться, если человек достаточно грамотен, ему не надо учиться. Отказ
от учебы и изменений – это отказ от развития; отказ от развития – это отказ от
жизни. «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов», - сказал Иисус; и мы тоже могли
бы позволить каждому оставаться в «счастливом и сытом неведении», но вот представители USAID оценивают эту ситуацию наравне с
угрозой национальной безопасности. С чего бы это? Зачем им так беспокоиться о
нашем будущем? Да просто затем, что они просчитывают игровую ситуацию на
несколько ходов вперед и понимают, что наше будущее – это и их будущее тоже.
Зато
многие наши соотечественники (а пример им подают политики) в поисках виновных
все время оглядываются назад. Возможно, им следовало бы научиться играть в
шахматы. Эта игра, если думать не о будущем, а о прошлом, очень быстро
заканчивается поражением.
ИГРА «ИГРА».
К
сожалению, в последние годы шахматы очень сильно уступают в популярности
компьютерным «стрелялкам и гонялкам», и это внушает некоторые опасения за
будущее страны. Причем, - настолько, что создатели новой игры «Wecanomy» (подобие «Денежного потока» Р. Кийосаки) решили
начать с бесплатного обучения ее основам депутатов и прочих разных министров.
Возможно,
они просто хотят использовать депутатское влияние для продвижения своего
бизнеса, но хотелось бы верить, что наряду с этим есть и некая тайная цель
повышения финансового IQ нашего руководства. А почему бы и нет; если «глас
народа» каких-то заоблачных вершин и не достигает, то игре все возрасты
покорны.
Все
знают, что иностранный язык лучше всего изучать в среде его носителей. Точно
так же, финансовые премудрости лучше всего усваиваются в игровых ситуациях.
Школьникам
даже не надо объяснять, что такое денежный поток или диверсификация; они
улавливают значения финансовых терминов «на лету», - быстрее, чем взрослые.
Студентам
тоже для начала надо запомнить правильные слова, без которых управление личными
финансами невозможно. И это вовсе не слова уравнение, менеджер, диплом, оклад.
Предприниматели,
прежде чем начать собственное дело в реальности, должны сделать это хотя бы
десяток раз в игре.
Те,
кто уже сегодня вкладывают свободные деньги в недвижимость или банковские
депозиты, сквозь призму игры увидят новые возможности и новые инвестиционные
инструменты. Причем, даже они, - не с первого раза. Потому что игра не дает
ответов на вопросы, а лишь создает ситуации, в которых эти вопросы
возникают.Игроки же, находят ответы
самостоятельно и постепенно в процессе игры и собственного развития.
У
нас в клубе есть три игры, и они разные. А я начал подумывать о создании
четвертой, пятой и шестой. Потому что для детей нужны одни ситуации, для
офисных работников – другие, а для инвесторов – третьи. В одном комплекте игры
может быть несколько комплектов игровых карточек. А как же иначе? Рыночных
ситуаций – великое множество, а это значит, что игровых ситуаций должно быть в
три раза больше. Тяжело в игре, - легко в работе (предпринимательстве, бизнесе,
жизни).
По-хорошему,
в каждом уважающем себя учреждении должны быть свои собственные департаменты
игр (развития) и собственные комплекты карточек с игровыми ситуациями,
повторяющими (и предвосхищающими!) его повседневную реальность.
До
этого мы еще дойдем, а пока приглашаю всех желающих на игровое обучение в наш
Центр. А еще нам нужны ведущие, которые умеют учиться сами, а потом сумеют
передавать свои знания другим. Для них есть отдельная школа.
Руководитель «Центра
Финансового Здоровья» Ждан Сергей.