Инвестор
по соседству.
Если правы те, кто говорят, что у 90% населения нет
способностей к бизнесу, становится понятно, почему у нас так мало инвесторов,
особенно успешных. Потому что, как мы выяснили в предыдущем материале, большая
часть известных нам инвестиций – это бизнес. Даже, казалось бы, всем знакомый
банковский депозит, - тоже наш личный кредитный бизнес. Но и он, по результатам
опроса FINREP
2010 года, присутствовал лишь у 11% взрослого населения.
Кстати,
какого инвестора мы можем назвать успешным? Очевидно того, кто сумел достичь
своих инвестиционных целей. Какими же могут или должны быть цели инвестора? Я
задавал этот вопрос финансовым экспертам и получил на него достаточно
разнообразные и в чем-то противоречивые ответы, которые в конечном итоге, чаще
всего сводились к деньгам в виде роста капитала, регулярного дохода или
материальных активов. Если же, как говорят многие, деньги – это не цель, а
средство, то заслуживает внимания ответ Алексея Кротенко из
Киева: «На мой взгляд,
глобальная цель инвестора, да и любого другого человека может быть только одна
– свободное время. Если есть достаточное количество свободного времени –
человек живет. Ему открыты все дороги: творчество, созидание, познание, любовь.
Деньги для меня, в конечном счете, лишь средство для получения свободного
времени».
Свободное время – достойная цель, но можно пойти
и дальше, выяснив, на что мы это время потратим. Однако, этот вопрос требует
отдельного исследования, которым мы обязательно займемся, но позже.
Попутно приведу слова еще одного эксперта, на
этот раз из Москвы, Александра Евстигнеева, над которыми стоит задуматься в
контексте инвестирования вообще: «У нас произошла очень опасная подмена понятий – а именно слово «инвестировать» стало
означать «заработать деньги». А это
ключевая и крайне опасная ошибка! Потому что «зарабатывая» деньги – мы
стремимся максимизировать риск и свою прибыль, т.е. мы нацелены на получение
больших доходов. А «инвестируя» свои деньги – мы нацелены, в первую очередь, на
сохранение заработанного, т.е. на защиту имеющегося у нас капитала. Поэтому моя рекомендация всем инвесторам – зарабатывайте деньги, используя
соответствующие инструменты для заработка, а для инвестирования используйте
инструменты для сохранения и защиты денег».
Рекомендация очень интересная и важная, и говорит о выборе не
столько инструментов, сколько правильных целей. При соблюдении этого условия,
успешность инвестирования гарантирована. Возможно, эту мысль можно отнести и к
любой другой области жизни: если мы не
достигаем успеха, то не потому, что бываем недостаточно настойчивы или
энергичны, а потому, что неправильно выбираем цели.
По случаю, я еще раз сформулирую идею, высказанную в материале
«Зачем нам надо инвестировать». Интегрированный (объединенный) параметр
качества жизни определяется соотношением между пассивными доходами и
потребительскими расходами. Чем это соотношение выше, тем мы эффективнее и
счастливее. Поэтому, чтобы освободиться от рабства денег и работы, мы просто
вынуждены инвестировать, увеличивая свои пассивные доходы.
Так что же, поверить в отсутствие у нас способностей
к бизнесу и смириться с этим или есть другие варианты? Как всегда, их не меньше
двух.
Первый
вариант – оценить уровень своего таланта с помощью
специальных методик, - того же спринт-теста, о котором я уже писал. Обратившись
напрямую к подсознанию, мы исключим влияние среды с присущими ей искажениями
и стереотипами. Может оказаться, что
способности есть, но только – к чему-то своему, особенному, а вовсе не к тому
типу бизнеса, который у всех на виду.
Второй
вариант – рассмотреть, что такое современный бизнес, и
почему его отвергают 90% населения. Отторжение идет, по-видимому, в том же
подсознании, поскольку на сознательном уровне невозможно понять, как умный и
развитой человек, которых среди нас отнюдь не 10%, а гораздо больше, не может
обучиться искусству торговли, управления людьми, организации производства или
оказания услуг, то есть, ведению бизнеса.
По классическому определению, бизнес – это удовлетворение
какой-либо человеческой потребности, но современный мир довольно далеко ушел от
классики. Сегодняшний бизнес – это создание и агрессивное навязывание
потребностей, которых на самом деле нет или безудержное раздувание потребностей
из серии грубых, животных, инстинктивных, которые долгое время даже не
относились к числу приличных.
Речь не идет о том, хорошо это или плохо; есть
определенный и, наверное, закономерный этап эволюции, - некая «черная полоса»,
которую надо просто пережить, не потеряться в ее закоулках и сберечь душу для
будущего. Очень может быть, что как раз на страже души и стоит подсознание, не
подпуская к бизнесу, политике и прочим не самым чистым вещам большинство
молодых, еще не окрепших душ. И хотя по прошествии времени, может оказаться,
что в сравнении с новой, та полоса была
не такая уж и черная, стратегически подсознание всегда ведет себя так, как
должно.
Если это понимать, то можно выбрать тот бизнес и ту
манеру его ведения, которые позволят обойтись без обмана и по отношению к
государству, и по отношению к потребителям, и по отношению к партнерам, среди
которых могут быть и инвесторы.
Отношения с государством легко регулируются с
помощью упрощенной системы налогообложения. Потребителей достаточно просто
любить и поступать с ними так, как хотелось бы, чтобы другие поступали с нами.
А часть из них делать партнерами и инвесторами.
Например, мне не нравится нынешний хлеб, и многим
моим соседям – тоже. Идея купить хлебопечку и выпекать собственный хлеб, нас
тоже (по разным причинам) не вдохновляет. Однако, среди нас может найтись
человек, для которого подобная деятельность будет в удовольствие. Он и станет
бизнесменом-хлебопеком. Кто-то из нас согласится покупать домашний хлеб по
разумной цене, а кто-то кроме того – проинвестировать этот маленький бизнес,
вложив деньги в покупку необходимого оборудования и ингредиентов. Что для этого
нужно? Умение общаться, считать и договариваться.
Позиция
хлебопека. Чем я рискую? Потраченным временем, а больше ничем.
Деньги я не вкладываю, только свой труд, стоимость которого, так же, как и цену
продукции, просчитываю вместе с инвесторами. Как потребителям, им выгодно,
чтобы хлеб стоил дешевле. Как инвесторам, им выгодно, чтобы наценка была выше,
а моя зарплата ниже. Как совладельцам бизнеса, - тем более, бизнеса нового
(старого) типа, без обмана, - им выгодно не обижать ни меня, ни покупателей.
Нормальные люди всегда смогут об этом договориться. Покупателей будем находить
вместе в своем и соседних домах, я буду получать зарплату, инвесторы – доход.
Уйти я смогу всегда. Что касается качества, - пусть проверяют. И рецептуру, и
закладку, и себестоимость; мне скрывать нечего.
Позиция
покупателя. Хлеб – всему голова, но только не тот,
что предлагают наши хлебозаводы. Лучше я заплачу больше, но получу и вкус, и
качество. К тому же – от человека, живущего по соседству, которого всегда можно
проконтролировать, и которому доверяю не только я. Если что-то не понравится,
делать покупки меня никто не заставляет. Вопросы цены и качества всегда можно
обсудить и обсчитать с инвесторами, которые едят ту же выпечку.
Недобросовестного хлебопека можно сменить, а то и создать ему конкурента в
соседнем подъезде.
Позиция
инвестора. Я тоже ничем не рискую. В крайнем случае, найду
другого хлебопека и передам оборудование ему. Главное, чтобы хлеб был вкусный и
не слишком дорогой. Несколько дегустаций во дворе, и от покупателей отбоя не
будет. За сверхдоходами я не гонюсь. Главное – иметь качественный хлеб к столу
и постоянную копейку к бюджету.
Это просто один пример, которых может быть много.
Вот, был я недавно на презентации недорогих и экологичных моющих средств, так
это ж – песня. Нет, не Амвей, Амвей тут отдыхает. И готовый бизнес с
человеческим лицом, для ведения которого вовсе не обязательно входить в те
самые 10%. Хотите еще примеров? Пишите, «их есть у меня».
Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей. 056-797-17-30, www.uainvestor.ucoz.ru
|