Почему мне выгодней
вкладывать в НПФ, где государство контролирует, а не в Банки, где государство
гарантирует?
Вопрос, заданный на одном из
Интернет-форумов показался мне достаточно интересным, чтобы не ограничиваясь
коротким ответом, попытаться заглянуть в суть проблемы поглубже.
В привычном, обывательском
смысле, слово «гарантия» выглядит, безусловно, привлекательнее какого-то там
«контроля». «Гарантия», - это нечто весомое, четкое и категоричное; - как
клятва, как выстрел, как удар кулаком по столу, как жирный восклицательный знак
в конце фразы. А «контроль», - это некий процесс, более или менее вялый,
несколько скучный, довольно продолжительный, с не очень понятным к тому же
результатом.
ГАРАНТИИ И …
Психологически, а возможно и
генетически, мы очень тянемся к кому-то большому, сильному, знающему и умеющему
больше нас (образ отца), который поддержит, защитит, поможет, выручит, примет
на себя нашу тяжесть и нашу боль. В разном возрасте, мы присваиваем эту роль
родителям, учителям, супругам, старшим товарищам, командирам и начальникам,
ангелу-хранителю, Богу, политикам, государственным органам и государству.
Правда, эта милая, на первый
взгляд, привязанность, попахивает махровым эгоизмом: мы готовы на любую спину
переложить свой груз принятия решений, лишь бы не нести его самим. А кто это
будет в конечном итоге, не так уж и важно; начальник цеха или партийный
секретарь, лучшая подруга или церковный батюшка, модный писатель или говорящая
голова в телевизоре; - главное, чтобы звучало ласкающее слух слово «гарантия».
Эгоизм, как известно,
наказуем; поэтому в ответ мы нередко получаем обман, предательство,
разочарование и прочие беды, которые, тем не менее, связываем по большей части
с происками коварных недоброжелателей, а не с собственным состоянием.
А еще, заметьте, мы не любим
незавершенных дел, чувствуя в них какую-то неопределенность, непредсказуемость.
Гарантия ставит точку; контроль, - лишь многоточие. Получив гарантии, можно
уходить и спать спокойно, зная, что все проблемы берет на себя гарантодатель, а
функцию контроля, чего доброго, придется исполнять самому или, по крайней мере,
принимать в этом процессе посильное участие, то есть, работать. Работать же,
очень не хочется.
Поэтому нет ничего
удивительного в том, что многие из нас в большинстве случаев предпочитают
именно гарантии, выбирая те товары, услуги, процессы, инструменты, институты и
прочее, где это понятие (или хотя бы слово) присутствует. Так нам удобнее,
комфортнее, спокойнее.
…ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Некоторая проблемка, однако,
заключается в том, что у слова «гарантия»(от французского.garantie — ручательство, гарантия) есть верный спутник, на
которого мы редко обращаем внимание, но без которого оно – никуда. И это слово
«обеспечение». Любая гарантия должна быть чем-то обеспечена; капиталом,
имуществом, силой, возможностями, именем, в конце концов. И вот этот вопрос
стоит пристально изучить.
«Гарантия», - это форма (оболочка,
упаковка), а «обеспечение», - это содержание (смысл, суть) явления. Чем
обеспечена, например, гарантия банковского Фонда Гарантирования Вкладов
Физических Лиц (ФГВФЛ), выплатить каждому владельцу банковского депозита
компенсацию до 150 000 гривен в случае банкротства его банка? И почему
только до 150 000 гривен, а не в полном объеме, например? Ответов на эти
простые вопросы, как ни странно, - два.
1.Объемом денег в фонде, динамикой их поступлений,
соотношением размеров фонда с общей суммой депозитов в банковской системе,
размерами и прогнозами состояния банковской системы в целом и отдельных банков,
в частности, возможностями государства пополнить, в случае необходимости, фонд
из своих резервов, и так далее. Одним словом, это целый комплекс расчетов,
прогнозов и вероятностей, основанных на объективных показателях.
2.Желанием государства, Национального банка Украины,
владельцев коммерческих банков привлечь побольше денег от граждан и
необходимостью создания для этого привлекательного образа устойчивой, надежной
и защищенной государством банковской системы страны. Это тоже целый комплекс,
но во многом субъективных мероприятий, заявлений, убеждений, мнений и желаний.
Субъективные желания не всегда совпадают с
объективными показателями, вступая иной раз с ними в противоречия, но, как
известно, «Если нельзя, но очень хочется, то можно». А сегодня, поди знай, почему
хорошая идея с ФГВФЛ не сработала; то ли в расчетах ошиблись, то ли влияние
мирового финансового кризиса недооценили, то ли, пойдя на поводу чьей-то личной
заинтересованности, подтасовали желаемое под действительное. Но факты, - вещь
объективная: в ФГВФЛ недостаточно денег для выполнения выданных некогда
гарантий.
Кто виноват? Тот, кто выдал гарантии без
надлежащего обеспечения, то есть, государство. Но не только. Виноваты также и
те, кто поверил словесным гарантиям, не озаботившись их объективной проверкой,
то есть, все мы, вкладчики украинских банков. Совсем другая история о том,
имелась ли у нас возможность провести объективную проверку, и имелось ли у нас
желание это делать. А уж совсем-совсем другая история будет о том, как мы
поступим в следующий раз.
А почему, собственно, будет, эта история
уже есть; она разворачивается на наших глазах. Еще не все старые вкладчики
сумели вернуть свои деньги, а от новых депозитов ужетрещат банковские сейфы и на форумах снова
смакуют слово «Гарантия». Обеспечение с треском рухнуло, а государственная
гарантия, вишь осталась; содержание испарилось, а оболочка по-прежнему радует
глаз.
И тут уж я не знаю, горевать ли,
веселиться ли по поводу нашей детской непосредственности: государству в целом
мы не верим (обманывало много раз и все такое прочее), а его отдельным
гарантиям, - аж бегом.
Но главная, на мой взгляд, опасность
таится в том, что мы, как говорится, «за деревьями не видим леса», то есть, за
словом не видим его наполнения смыслом и механизмов реализации этого наполнения.
Иногда, - по своей вине; иногда, - нам этого просто не показывают, а мы и не
требуем. Например, страховая компания, беря с нас страховой платеж в 100
гривен,гарантирует выплату страхового
возмещения 10 000 гривен. Где она, в случае чего, возьмет эти деньги? А
что происходит с нашими 100 гривнами, куда они вкладываются, на что
расходуются? Или, что делает банк с нашими 100 гривнами, принимая их на депозит
и гарантируя через год возврат 120 гривен? Чем обеспечиваются его гарантии?
КОНТРОЛЬ.
Не знаете? А я вам скажу: контролем со
стороны государства. Как видите, и здесь без контроля не обойтись. Что же это
такое, контроль? Можно привести несколько формулировок.
1.Контроль, это одна из функций управления, без которой
не могут быть реализованы в полной мере все другие его функции: планирование,
организация, руководство и мотивация. Контроль, - инструмент выработки политики
и принятия решений.
2.Контроль —это
наблюдение за достижением организацией (обществом) своих целей и корректировка
отклонений от них.
3.Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих
проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.
4.Контроль —это процесс
соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с
запланированными.
5.Контроль заключается в том, чтобы проверить, все ли
выполняется в соответствии с утвержденными планами, разработанными инструкциями
и установленными принципами. Его цель — выявить слабые места и ошибки,
своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы,
люди, действия.
Современные менеджеры (управленцы), которых у нас легион, должны
хорошознать эту, главную для них науку.
Оставшейся незначительной части населения, остается руководствоваться житейским
здравым смыслом, которого в обычной ситуации бывает вполне достаточно.
Все мы, имея перед глазами образ Вселенной, интуитивно догадываемся, что
такое исправно работающая система. «Человек!возведивзорсвойотземликнебу, - писал Козьма Прутков, - какой,удивления достойный, является там порядок»! Мы чувствуем невидимый
контроль и побаиваемся его, наблюдая в то же время полное отсутствие каких-либо
четких закономерностей и гарантий, - только вероятности. Просить можно, верить
и надеяться можно, а вот знать наверняка нельзя. И, хотя некоторые
закономерности все-таки устанавливаются, классифицируются и даже используются,
о гарантиях речь все равно не идет.
Почему же эти гарантии так милы нашему сердцу в простых жизненных вещах?
Ну, положим, - от лени, неуверенности, страха перед будущим; - не очень хороших
качеств, присущих, тем не менее, большинству из нас. И что, ничего с этим
нельзя поделать? А давайте возьмем образ эдакого «Рыцаря без страха и упрека»,
и представим его поведение в условиях близких к хаосу, в которых мы имеем
удовольствие проживать. Не думаю, что наш рыцарь станет в любом вопросе
ломиться напролом, как Дон-Кихот на мельницы. Наверное, сначала он … . Нет, о
моделях его вероятного поведения мы лучше поговорим в следующем номере газеты.
Там же поищем ответ на второй, заданный мне вопрос: «Кризис только прошел (или еще идет), где гарантия, что лет через 20,
на следующем кризисе мой НПФ не лопнет, и я не останусь без 20 летних
сбережений»????
А сегодня подведем некоторый
итог.
"Гарантии", - это миф, блеф, мираж; их невозможно обеспечить
никому, нигде и никогда. Даже Бог не дает гарантий, а лишь устанавливает некие
законы, принципы, вероятности. А уж после него, смешно слышать, что кто-то
(хоть бы и государство) берет на себя эту функцию. Или, - грустно, потому что
это явный обман. Правда, люди сами хотят обманываться, вот и верят. Уж если кто-то хочет таки,
навести где-то порядок, то ему стоит поступать подобно Богу, то есть установить
определенные правила (в пределах своей компетенции) и контролировать их
выполнение (в меру своих желаний и возможностей). Если где-то порядка все-таки
не хватает, то проблема, - именно в компетенциях, желаниях, возможностях и
системе контроля.
Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей