«НОСТАЛЬГИЯ» ПО БАНКУ С
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ.
«Я не знаю как остальные,
Но я чувствую жесточайшую,
Не по прошлому ностальгию, -
Ностальгию по настоящему».
Вспомнить замечательные
строки Андрея Вознесенского меня заставила собственная «ностальгия» по
настоящему (а, скорее, будущему) лицу банка.
Первую часть истории, которая
началась около месяца тому назад, я рассказал в одном из своих предыдущих
материалов, там же пообещав продолжение. Вот ее краткое содержание.
У меня есть обыкновенная
пластиковая карта от ЮниКредит Банка, обслуживание которой стоит 60 гривен в
год. Раньше деньги за оплату своих услуг, банк насчитывал помесячно, а теперь
берет авансом, на год вперед, что по отношению к клиенту, на мой взгляд, не
очень честно: услуг еще нет, потребность в них на будущее не определена, а
деньги вынь да положь прямо сейчас. Собственно, из-за этого и весь сыр-бор.
Когда-то эта карта была мне
нужна, а тут я решил, что в следующем году она мне не понадобится, и
вознамерился от нее отказаться. Вот только опоздал я с этим намерением на
какую-то неделю-другую: счетчик уже включился, до поступления оплаты карта
заблокировалась, и все пути к отступлению оказались отрезанными.
Формально, вопросов к банку
нет, свои интересы он четко очертил и защитил. Однако, опираясь на здравый
смысл и собственные понятия о справедливости, я все же понадеялся на душевность
неизвестных мне работников центрального аппарата и написал заявление с просьбой
не судить меня слишком строго, удержать плату за просроченные дни и разойтись с
миром. Банк взял стандартный для него месяц на раздумья, что тоже характерно
(мне он этого месяца не давал). Теперь я жду. Вариантов ответа, видится три.
1.
В просьбе
отказать категорически (мол, не положено).
2.
Взять плату за
время просрочки и согласиться с дальнейшим расторжением договора.
3.
Взять плату за
время просрочки, плюс за месяц, потраченный на принятие решения.
Если кто-то подумает, что я
могу бросить карту на стол банкирам и ничего не платить, то не все так просто.
Несмотря на фактическое отсутствие обслуживания (ведь карта заблокирована),
счетчик продолжит свою работу дальше. К плате за отсутствующее обслуживание
добавится пеня, потом новая плата, потом новая пеня, а там, глядишь, и до описи
имущества дело дойдет. И это называется высшая системная справедливость с точки
зрения банка.
Но не будем торопиться;
возможно, верх возьмут другие чувства, и решение окажется обоюдовыгодным. Если
будет отказ, банк заслужит мое уважение за принципиальность, если будет
согласие, банк заслужит мою любовь за лояльность. Теперь все в его руках.
Через месяц я получил ответ и теперь расскажу о его
содержании во второй части этой истории. Вполне предсказуемо, он оказался
отрицательным.
Наверное, не надо быть
прорицателем, чтобы догадаться об изменениях моего отношения к ЮниКредит Банку после прочтения полученного
письма. Уважения в нем, безусловно, прибавилось, а любви, как не было, так и не
появилось. Да и зачем она банку, у которого на меня совсем другие виды?
Итак, письмо. Начало оказалось
прохладным; банк в лице сразу двух юристов (второй, видимо, свидетель), не
выразил мне, как обычно, своего почтения за многолетний труд в качестве его
клиента. Ну, и ладно, обойдусь без почтения; все равно я бы ему не поверил.
Дальше мне пересказали несколько
пунктов нашего договора и выразили сожаление, что банк не имеет возможности
удовлетворить мою просьбу, хотя из текста явственно следовало, что не имеет
желания. Так прямо и написали: в случае разрыва договора до завершения
полностью оплаченного года, пересчет комиссии на фактическое время оказания
услуги, не происходит. То есть, банк не стесняется признаваться в том, что
требует деньги за фактически не оказанные услуги.
Это мне напомнило анекдот о
нищем, регулярно получающем купюру от некоего гражданина. Однажды гражданин
извинился за отсутствие купюры, сославшись на финансовые проблемы, на что нищий
немедленно возмутился: «Почему вы решаете свои финансовые проблемы за счет моей
семьи»?!
Вслед за этим я подумал, что
не следует так надолго засиживаться в одном банке; добрее и приветливее будут,
если менять их почаще.
Конечно, «от добра, добра не
ищут», но все-таки, что вы думаете о более частом пересмотре своих отношений с
конкретным банком и постоянном поиске альтернативных вариантов?
P. S. Я слышал и другие, более позитивные истории о
лояльности банков по отношению к своим клиентам. Даже и не знаю, от чего это
зависит, от собственников, размера, страны происхождения, топ-менеджеров,
рядовых сотрудников или чего-то еще. Может, я чего не понимаю, но просто
по-человечески, хочется видеть банк с человеческим же лицом. Неужели мне
хочется лишнего?
КАК СЫГРАТЬ ПРОТИВ БАНКА И ВЫИГРАТЬ.
На самом деле, это почти невозможно,
ведь банки, как и многие другие финансовые учреждения, гораздо более подготовлены
к игре на деньги, чем их клиенты.
Другое дело, если мы играем против
таких же мелких игроков, как сами. Напомню анекдот. Два приятеля встречают в
лесу медведя. Как ты думаешь, сможем ли мы бежать быстрее, чем он, - спрашивает
один у другого. Не знаю, - отвечает тот, - но это и не важно; главное, сумею ли
я бежать быстрее тебя.
Как вы думаете, зачем банки придумали
так называемый, «грейс-период» в погашении карточных кредитов? Это – срок
(обычно от 30 до 55 дней), в течение которого, стоимость кредита равна почти
нулю (0,01% годовых). Ведь, если все клиенты станут активно им пользоваться,
банк будет терять деньги. Секрет заключается в статистических данных, имеющихся
в распоряжении банков. Согласно им, большинство держателей кредитных карт
допускают просрочку этого периода и платят за пользование деньгами банка
гораздо больше (например, 60% или 84% годовых).
И вот тут срабатывает правило «не
быть, как все», то есть, поступать вопреки усредненной статистике. При наличии
дисциплины и определенного азарта, можно превратить работу с кредиткой в
увлекательную игру, в которой продвинутый клиент всегда будет выигрывать.
Для этого собственные деньги надо
держать на депозите, а текущие нужды стараться оплачивать с кредитной карты,
внимательно следя при этом за суммами и сроками.
Допустим, клиент получает зарплату
20-го числа, а окончание Грейс-периода приходится на 25 число каждого месяца.
Получив зарплату, надо снять ее с зарплатной карты, погасить кредиты прошлого
месяца, а остаток поместить на депозит. Если годовой процент по депозиту равен
12-ти, клиент будет ежемесячно зарабатывать 1% от собственных расходов.
Откуда возьмутся эти деньги? Их
заплатят за свой просроченный кредит менее дисциплинированные и менее грамотные
клиенты того же банка, а банковская система фактически перераспределит их в
пользу тех, кто оказался «не как все».
Если его карта имеет функцию «кэшбэк»
(возврат денег за использование карты при расчетах за товары и услуги), то банк
вернет ему еще, например, 1% от его расходов. Эта функция имеет пока малое
распространение в Украине, но, по крайней мере, у двух банков она есть. И с ней
все понятно; с ее помощью банк стимулирует клиентов к более частому пользованию
кредиткой в торговых сетях. Сам он получает от магазина 2%, один из которых
готов вернуть клиенту. Это весьма справедливо, и клиенты должны такое
банковское решение приветствовать.
Кроме того, существуют дисконтные
системы, создаваемые самими банками. В ответ на банковскую рекламу, торговые
точки предоставляют различные скидки тем покупателям, которые рассчитываются за
свои покупки картой данного банка. Лично я, в действенность подобных систем не
очень верю, но они есть.
Итак, клиент имеет возможность
получать ежемесячный пассивный доход, который , как минимум, 2% от его текущих
расходов. Много это или мало? В денежном выражении не очень много: 20 гривен с
каждой потраченной тысячи гривен, но тут важен сам принцип.
Чтобы получить такой же пассивный
доход от размещенных депозитов, надо иметь в банке 2 000 гривен под 12%
годовых, с правом ежемесячного снятия процентов. Если же клиент тратит в месяц
5 000 гривен, то его пассивный доход увеличивается до 100 гривен в месяц,
а равнозначный депозит вырастает уже до 10 000 гривен. Вот и решайте, что
легче: накопить 10 000 гривен или потратить 5 000 гривен. Итог может
быть равнозначным.
Кроме того, если кто-то собирается
брать в банках более крупные кредиты, он может заранее проверить свое к ним
отношение и убедиться в своей дисциплинированности или недисциплинированности.
А это поможет в конечном итоге избежать более крупных потерь.
Руководитель
«Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.
797-17-30, www.uainvestor.ucoz.ru
|