ПРИ ЧЕМ ТУТ
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
Разговоры
о недостатке финансовой грамотности, на
самом деле, просто заговаривают проблему
финансовой зависимости.
Есть у меня
товарищ – профессиональный МЛМ-щик. Он постоянно кочует по разным компаниям и
постоянно чем-то увлечен. Потери
расстраивают его не слишком, приобретения радуют не чрезмерно, одним
словом, ему удается держать баланс и пребывать в позитиве. Благодаря его
усилиям, я в курсе новинок этого рынка. А это таки рынок, поскольку есть и
продавцы, и покупатели, и соответствующие площадки. В последнее время, устав
видимо от разной продукции (которой дома у него уже не счесть), он стал
тяготеть к финансовым (назовем вещи своими именами) пирамидам. Благо, этого
добра нынче развелось немеряно. А что поделаешь, традиционные финансовые рынки в кризисе, а
народ по-прежнему, жаждет острых ощущений. Понятное дело, большинство пирамид
маскируются под всякого рода инвестиционные, накопительные, пенсионные
программы и внешне выглядят вполне прилично. Наблюдать их возню мне не то, чтобы смешно, скорее, любопытно.
Особых прорывов в области креатива не наблюдается, но набор
уловок и завлекалок постоянно пополняется новыми нескучными вариантами и их
комбинациями.
И вот я
спрашиваю товарища, зачем он ищет такие сложные и замысловатые пути, когда
рядом уже второй год живет своя родная,
простая, как «необработанный камень в традиции даосизма», и всем
известная пирамида, которая не хитрит, не изворачивается, не маскируется, а
прямо называет себя тем, чем она и есть? А товарищ мне и отвечает, что,
дескать, наш народ простых решений не любит, ему подавай что-нибудь
поиностранней да позаковыристей; и чем больше в каждой конкретной пирамиде
понаворочено, чем она сложнее и запутаннее, тем для нашего человека
привлекательнее. Да, какая ж привлекательность в сложном, – возражаю я, – ведь
не зря сказано, что «все гениальное просто»; и разве не сложность нынешних
финансовых инструментов и их многочисленных производных поставила мировую
финансовую систему на край пропасти? Кто кого куда поставил, не знаю, я в этом
не участвовал, - снова твердит мне товарищ, - но закордонную ученость наши люди
уважают, а доморощенную простоту недолюбливают и даже обзывают ее разными
обидными словами. Скажи прямо, - не отстаю я, - напустив туману да замутив воду
просто легче обманывать простодушных обывателей. А хоть бы и так, - наконец
соглашается он, - наше дело – продажа, а какая ж продажа без обмана? Люди сами
рады обманываться, об этом я еще у Пушкина читал, но они не хотят обманываться
абы как, поэтому их нужно обманывать красиво. Такая история. И скажите мне
после этого, «что красота спасет мир».
В связи с
этим, любопытно было бы выделить группы людей, основываясь на их отношении к
финансовым пирамидам. Для этого и сами пирамиды придется разделить, по крайней
мере, на две части: спекуляция и мошенничество.
1.
Пирамида,
как спекуляция, - это блеф, затеянный с целью увеличить стоимость неких
реальных активов в сознании людей, заставить поверить в ее рост, которого на
самом деле нет. В результате спекуляции реальные активы до некоторых пор реально
растут в цене, а потом достаточно быстро возвращаются к своей истинной (не
нулевой) стоимости. Такие пирамиды являются неизменным атрибутом рыночной
экономики и служат ей чем-то вроде предохранительного клапана, выпускающего из
перегретого котла лишний пар.
2.
Пирамида,
как мошенничество, - это обман, основанный на придании ценности придуманным
активам, не имеющим реальной стоимости. Тем не менее, поселившись в сознании
многих людей, эти дутые активы приобретают видимость растущей цены или
доходности. Обрушившись, такие пирамиды не оставляют после себя ничего. Будучи менее
легитимными, они служат все той же рыночной экономике, отвлекая на себя деньги
и внимание людей, создавая у них иллюзию легкого достижении богатства.
Создают
пирамиды спекулянты и мошенники, а раскручивают
игроки. Игроки не зациклены на деньгах, их привлекает сам процесс и
сопровождающие его эмоции. Это молчаливые ребята с математическим складом ума.
Играют они по-крупному и на свои. Еще есть посредники, которые зарабатывают
преимущественно на привлечении других. Это профессиональные продавцы, владеющие
техниками убеждения и манипуляций сознанием. Деньги в их руках не
задерживаются, но и не переводятся; частично, за счет кредитов, которыми они
достаточно широко пользуются. Посредники имеют собственные группы влияния, с
которыми кочуют из одного проекта в другой; кроме того, они активно
сотрудничают между собой, почему всегда оказываются ближе к вершине очередной
пирамиды.
Рядовые
участники, состоящие в группах влияния своих лидеров, это основная рабочая сила
пирамид. Если их лидеры (посредники) – это стрелки, то они – загонщики,
поставляющие им кандидатов из народа, которых сторонние наблюдатели на своем
жаргоне называют «аленями». «Алени» прибывают на чужой пир последними и деньги
частенько теряют.
Почти каждый
из нас когда-либо был или еще побывает в шкуре «аленя». Просто потому, что вся
наша жизнь это игра, и она затягивает. Как водоворот. Этот опыт тоже нужен
и полезен. Как прививка от страшной
болезни. Есть «люди в футляре», которые всего боятся и любых игр (до известной
поры) избегают; есть люди, которые играют в другие игры и которым пирамиды не
интересны; есть все остальные, которые играют в пирамидах свою роль.
Если люди
хотят играть, то они будут это делать, и уровень их финансовой грамотности в
данном случае не имеет значения.
Значение имеет уровень их внутренней (часто рабской) зависимости от
денег, желаний, привязанностей. Внутреннее рабство рано или поздно проявится в
рабстве внешнем. Такого человека легко поставить в зависимость от любой внешней
ситуации, им можно манипулировать, побуждать к нужным действиям, диктовать, как
жить, что есть и пить, как одеваться, вести себя в обществе, относиться к миру.
Зависимость
имеет две стороны: жажду обладания (вожделение) и страх потери. На первый
взгляд, стороны явно противоположные, но приводят они, как это ни удивительно,
к одному: в объятия мошенника. С жадностью все понятно: «На жадину не нужен
нож; ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь», - жадного человека
берут обманом. Человек, который боится, не так прост и «на мякине его не
проведешь». Но слабость есть и у него; он подсознательно ищет спасителя, того,
кто его защитит и убережет от внешних невзгод. Мошенник с удовольствием сыграет
такую роль и в этот раз возьмет свою жертву доверием.
Таким
образом, если общество хочет избавиться от мошенничества, ему надо не столько
карательные функции законодательства совершенствовать и не столько население в
финансовом плане образовывать, сколько избавлять это самое население от
денежной зависимости. Возможно ли это при капитализме? Конечно, нет, ведь поклонение
деньгам – это его основа; кто ж в трезвом уме станет рубить тот сук, на котором
сидит? Следовательно, капиталистическое общество обречено порождать пирамиды,
жить с пирамидами и развивать пирамидостроение дальше. Единственно, что может
быть в этом плане при капитализме, - это конкуренция. Одни пирамиды, находясь
под явным или неявным крылом государства, будут приветствоваться или
замалчиваться, а другие – порицаться и преследоваться. Если мы внимательно
посмотрим вокруг, то легко заметим, что так оно и есть.
Хм, ситуация пахнет безысходностью. Что же
делать? Перестать надеяться на государство (еще одна из форм зависимости) и
становиться хозяином своей жизни. Неплохо повышать личную финансовую
грамотность, неплохо изучать психологию обмана, неплохо обретать собственную
финансовую независимость. Но лучше всего становиться свободным внутри,
свободным от поклонения своим инстинктам, которые, безусловно, нужны, но
которые при этом должны знать свое место. И тогда пирамиды станут для нас всего
лишь одной (и совсем не страшной) из маленьких частей большой игры под
названием жизнь.
|