СОВЕТЧИКИ И АНТИСОВЕТЧИКИ.
Так уж повелось, что с самого детства нас приучили искать ответы на любые, возникающие у нас вопросы, у авторитетов. Сначала, такими авторитетами для нас были родители, потом – старшие уличные друзья, потом – школьные учителя, потом – книги, потом газеты, потом – выпуски новостей, потом… конца и края нет этим «потом».
Старшему поколению, например, трудно было пройти мимо ленинских «Задач союзов молодежи», которых было издано более 25 миллионов экземпляров: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество". Ну, и обогащали. А современники (дети Интернета) взяли на вооружение тезис
С. Джонсона: «Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нём сведения». В первом случае, думать было некогда; во втором, - незачем.
Если же кому-то из нас везло (действительно, везло), и на свой вопрос он слышал: «Подумай сам», то это вызывало (и вызывает) бурю негодования, обид и претензий. «Вот ведь какой тип, - думали мы, - сам знает, а нам не говорит. Да он нас не любит (не уважает, ненавидит, унижает) и вообще, издевается.
За какую-то сотню лет, ген самостоятельного мышления окончательно атрофировался и стал 91-м рудиментом человека после копчика, зуба мудрости, аппендикса и прочих.
Переход от эры индустриализации к информационной эпохе, только «подлил масла в огонь». Теперь, любое обсуждение, любой анализ мы сводим к цитированию неких авторитетов. Как видите, и я не избежал этого соблазна; не успел начать статью, а в ней уже – две цитаты. И кого же мы цитируем? Ладно, если это Библия, Веды или, на худой конец, - китайский мудрец (действительно, мудрец) Лао-Цзы. А кто такой, к примеру, английский писатель XVIII века Самюэль Джонсон? Просто наблюдательный человек, сумевший свои наблюдения изложить в кратной, афористичной форме. В том, что у него была голова на плечах, сомневаться не приходится. А у нас, что, вместо головы – кочан капусты? Мы то чем хуже?
Цитировать чужие афоризмы, - еще полбеды (точное слово и кошке приятно); а вот зачем мы ищем чужие советы? Да еще, и чьи советы?
СОВЕТЧИКИ.
Их можно условно разделить на несколько групп:
- родственники и друзья:
- люди, достигшие определенного положения в обществе;
- те, кто называют себя экспертами;
- профессионалы, берущие за свои советы деньги;
- журналисты;
- продавцы;
- просто известные и популярные личности.
Окинем их команду незашоренным взглядом.
Наши близкие (если они и, правда, близкие не только потому, что рядом), безусловно, желают нам блага. В своем понимании. Их понимание, – это их понимание; которое для нас - темный лес, ведь специалистами они, скорее всего, не являются. Кроме того, у них всегда есть амбиции Пигмалиона, желающего созерцать творение собственных рук. Если прекрасной Галатеи из очередного куска мрамора не получится, они с упоением возьмутся за новый «человеческий материал».
Общественным авторитетам по их статусу положено изрекать нечто мудрое. Признаться в том, что статус возник из какого-то стечения обстоятельств, никак нельзя. Советы же «молодым и неразумным» за них пишут помощники.
Эксперты, это специалисты по объяснениям. Сначала они убедительно расскажут, что должно произойти, а потом не менее убедительно обоснуют, почему этого не случилось. Возможно, они искренне стараются изучать закономерности и статистические данные, чтобы выработать на их основе линию поведения, но мир настолько разнообразен и непредсказуем, что вся их деятельность сводится к обыкновенной рулетке. Если вероятность того, что завтра будет дождь равна 50% (или будет, или не будет), то в половине случаев любой эксперт всегда окажется прав. Сегодня интересно читать такие заявления: этот человек еще в 2004 году предсказал кризис. Ну, и что, из тысяч разных предсказаний, должны же сбываться хоть некоторые?
Профессионалы снабжают свои советы некоторым количеством оговорок, на которые потом всегда можно сослаться. Будет так, если ничего не помешает, - говорят они. А помешать может многое. Поэтому, произойти может что угодно и когда угодно. Риск есть всегда, а то, что он большой или маленький, ничего не решает.
Журналисты обычно пересказывают советы профессионалов. Обычная практика, - разослать вопросы нескольким специалистам, а потом из их ответов скомпоновать статью. Те мнения, которые соответствуют точке зрения редактора или заказчика остаются, а другие могут и не учитываться.
Продавцы чего-либо (товара или идеи, неважно), бывают особенно красноречивыми. Они продвинуты в области применения различных манипулятивных психологических приемов. Их советы надо разделить на четыре, а лучше, - отнять от единицы.
Известные личности сами могут быть ни при чем; в этом случае, за плату их используют продавцы. Но у них бывает и «звездная болезнь». Что это такое, подсказывает А. С. Пушкин в притче «Сапожник»:
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не-слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не выше сапога!»
ДВЕ БЕДЫ.
Первая беда, это то, что советчикам никакого дела нет до нашего благополучия; и это – вполне естественно.
Вторая беда – в том, что обычно те, кто активно раздает советы, никакого права на это не имеют. Причем, последние делятся на две категории:
- те, кто думают, что они знают;
- те, кто знают, что они не знают, но врут сознательно, потому что зарабатывают на этом.
Избежать этих бед можно, отказавшись от ненужных советов. Легко ли это сделать? Учитывая вышесказанное, - очень нелегко. Но деваться некуда. Информация, сложенная с образованием и помноженная на размышления сделают свое дело.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И КЛУБЫ.
Помните мыслящий океан в «Солярисе»? А что такое муравейник или пчелиная семья представляете? Это – надорганизмы, объединения многих особей в сообщество и переход этого сообщества в новое качество.
Клуб до такого сообщества явно не дотягивает, а вот социальные сети в Интернете, - другое дело.
Я не стану пересказывать вам содержание статьи Дмитрия Черникова в журнале «Секрет фирмы» (вы ее найдете здесь: http://uainvestor.ucoz.ru/publ), которая называется «Спекулянты в Контакте», и в которой обозначены совершенно новые взгляды на совместное инвестирование. Речь в статье идет о биржевой торговле, но изложенные принципы, на мой взгляд, можно применить к любому инвестированию, да и не только к инвестированию. Новые подходы меняют модель инвестирования.
ПУТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ |
СТАРАЯ МОДЕЛЬ |
НОВАЯ МОДЕЛЬ |
Мотив инвестирования |
Сохранить накопления от инфляции |
Преумножить, заработать, сделать больше, чем было |
Источник информации |
Новостные сайты, аналитические обзоры, СМИ |
Социальные сети, Клубы инвесторов |
Советчики |
Аналитики, именитые инвесторы |
Рядовые инвесторы |
Инструменты |
Брокеры, биржи, ИСИ |
Социальные сервисы, клубные встречи |
Стратегия |
Консервативная |
Агрессивная |
Место инвестиций в структуре личного капитала |
Малоликвидный, постоянно пополняемый актив |
Кошелек: быстрые доходы, быстрые расходы |
Выбор стратегии инвестирования |
Одно из пакетных предложений финансовых компаний |
Неограниченный выбор из индивидуальных стратегий рядовых инвесторов |
Горизонт инвестирования |
Долгосрочные вложения |
Краткосрочные спекулятивные вложения |
Место торговой площадки в повседневной жизни |
Периферийное. Внимание уделяется лишь изредка |
Постоянный контакт с членами сообщества |
Оплата услуг |
Разовая, за каждую сделку |
Абонентская плата за период |
КЛУБЫ.
В Украине подобных социальных сетей пока нет, да мы к ним и не готовы. Наш промежуточный вариант, это – клубы; не случайно их становится больше. Те, кто за повседневной суетой не находит времени для их посещения, незаметно выпадает из ритма жизни; участники находят и используют новые возможности, идеи, контакты.
Общая инвестиционная идея и клуба и социальной сети одинакова: есть много инвесторов со своим индивидуальными стратегиями, и вы можете следовать за любой из, внушающих вам доверие. Или вы можете предложить сообществу свой вариант. Если он окажется удачным, за ним обязательно кто-то последует. Просто социальные сети упрощают и ускоряют сам процесс этого следования.
Клуб не продает и не покупает, клуб не дает советы и не навязывает одну точку зрения; клуб, это – копилка опыта и площадка для обмена мнениями, клуб, это - место встреч и знакомств. А еще, это – источник нейтральной информации; без искажений, недомолвок и передергивания.
Я участвую в трех клубах; еще в одном преподаю, но хотел бы видеть еще несколько, ведь в каждом есть что-то интересное.
В «Винном клубе» – новые поступления крымских вин из «Солнечной долины».
«Клуб инвесторов» готовится к серии инвестиционных семинаров от киевских КУА.
«Ореховый клуб» приглашает вторую партию желающих получить в собственность 2 Га земли для создания корпоративного орехового сада. Документы для первой партии скоро будут готовы.
«Женский клуб» объявляет о благотворительной акции, - бесплатной воскресной школе английского языка для детей-школьников.
Вход во все клубы открыт.
А в каких клубах по интересам участвуете вы?
Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.
797-17-30, uainvestor.ucoz.ru
|