«Статистика знает все», -
вспомнил я крылатую фразу из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман», когда
взял в руки увесистый «Альманах финансовых услуг» Украины за 2010 год.
Страховая статистика нужна
нам для того, чтобы понять свои (личные) страховые риски и определиться, что с
ними делать. А то ведь, бытует мнение, что все те неприятности, которыми нас
пугают страховые агенты, происходят где-то и с кем-то, а с нами ничего
подобного никогда не случится.
НАСЕЛЕНИЕ.
Численность населения на 1
января 2010 года составляла 45 962 900 человек. Из них, городских
жителей было 31 524 800, а сельских, - 14 438 100. По
сравнению с прошлым годом, нас стало меньше на 180 800 человек.
Тем не менее, по численности
населения, Украина занимает 5 место в Европе и 21 место в мире. На долю Украины
приходится 7,2% населения Европы и 1% населения мира.
За последние пять лет от
несчастных случаев в Украине погибло 344 500 человек, большая часть из
них, - не на военной службе и не на опасном производстве, а в быту. Кстати,
потери, которые понесло при этом наше народное хозяйство, превысили 20 млрд.
грн., что составляет более 4 % ВВП.
Продолжительность жизни,
почему-то сильно отличается по регионам; так в Киеве ожидаемая
продолжительность жизни мужчин в 2009 году равнялась 68 годам, а в соседней
Черниговской области – 62 годам. В 2010 году ожидаются 62,5 лет у мужчин и 74,2
года у женщин.
Если кто-то думает, что он
ведет здоровый образ жизни и средние показатели по стране на нем никак не
сказываются, это не так, - сказываются. Например, на их основе рассчитываются
тарифы страхования, вот почему одна и та же страховка с равным покрытием, стоит
в западных странах намного дешевле, чем у нас. И кредиты нам дают максимум до
65 лет, хотя реально мы собираемся жить дольше.
Несмотря на то, что качеством
медицинской помощи недовольны 78% населения, к услугам страховых компаний
обращаются не многие. В целом, страховая отрасль обеспечивает лишь 2% от
бюджетного финансирования этой отрасли, а могла бы гораздо больше.
ТРАНСПОРТ.
На конец 2009 года, в Украине
было зарегистрировано 9,2 млн. единиц наземного транспорта, большую часть из
которых (7,7 млн.) составили легковые автомобили. По сравнению с 2008 годом,
рост составил 18,9%. Если бы мы так детей рожали, как автомобили покупаем!
Причем, покупаем мы в подавляющем преимуществе, не новые, а подержанные авто
(на 1,5 млн. старых, - всего лишь 162 290 новых). Понятно, что такое
количество старья на дорогах, безопасность пассажиров и пешеходов не
увеличивает и воздух тоже не озонирует.
Судите сами: 50% автопарка составляют
автомобили, выпущенные до 1989 года; еще 31% автомобилей имеют возраст от 5 до
18 лет, а не старше 5 лет, в Украине всего 19% автомобилей. Средний возраст
этих чудес технической мысли равен целым 19 годам; не удивительно, что так
велико количество дорожно-транспортных происшествий, не удивительно, что с
каждым годом дорожает автострахование.
ЖИЛЬЕ.
Официальная статистика
говорит о том, что в Украине ежегодно возникает почти 50 000 пожаров, из
которых 80% приходится на жилой фонд, из которых 55% возникает в жилых домах.
Основные причины возникновения пожаров, это неосторожное обращение с огнем
(52,4%), нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации
электроустановок (22,8%) и печей (9,2%). За последние 5 лет, пожары принесли
нам 3 млрд. грн. убытков. А ущерб от наводнений и паводков из года в год,
стабильно превышает 1,5 млрд. грн. в год (в 2008 году был рекорд: 6 млрд.
грн.).
Снова кто-то думает, что его
это не касается? И это – ошибка. Средства на ликвидацию, если не всех, то
многих последствий стихийных бедствий, берутся из нашего общего с вами бюджета,
которого из-за этого не хватает на строительство днепропетровского метро,
нового моста через Днепр или Кайдакской объездной дороги.
Да, жаль людей, у которых
пропал урожай или сгорела квартира, но их пример ничему не учит остальных.
Хотя, что я такое говорю, - учит, конечно, учит. Учит просить и требовать у
государства компенсаций, у бизнесменов пожертвований, у соседей помощи, но - не
страховать свои риски. Государству в большинстве случаев, тоже выгоднее
отделаться подачками (половину из которых украдут чиновники), чем наладить
систему государственного или негосударственного страхования имущества. Хотя в
масштабах страны подобная страховка стоила бы буквально копейки.
Почему,
интересно, заемщики обязаны страховать предмет залога, арендаторы обязаны
страховать объект аренды, а жители частных и многоквартирных домов разве меньше
рискуют? А их соседи? В общем понятно, заемщик без страховки не получит займа,
арендатор ничего не арендует, а обычного жителя и коммунальные услуги оплатить
никто не может заставить, не то, чтобы застраховаться. Интересно у нас
получилось в свое время: права на частную собственность раздали, а обязанности
по ее содержанию оставили; причем, оставили неизвестно кому.
СТРАХОВАНИЕ.
Знает ли кто-нибудь, какую
долю в структуре расходов населения занимает страхование? Я тоже не знал и даже
не догадывался, хотя для себя прикидывал и получалось около 10%. Но по себе
судить не стоит, так же, как не стоит стремиться быть средним, как все. В
среднем, на пике перед финансовым кризисом было 0,89%, а под конец 2009 года,
когда реальные доходы населения уменьшились на 9,5%, а страховые платежи – на
24%, и того меньше: примерно 0,78%.
Получается, что среднестатистический
украинец тратит на все виды страхования около 15 гривен в месяц. Но я вам
скажу, что эта цифра смотрится, не так уж плохо, такие платежи позволили бы,
например, иметь страховку от несчастного случая со страховым покрытием тысяч в
60 гривен. К сожалению, - это то же самое, что и пресловутая «средняя
температура по больнице»; на самом деле, большая часть населения вовсе не имеет
никаких страховок.
Вот смотрите: страхованием жизни охвачено 6% населения,
страхованием от несчастного случая, - 7% населения, медицинским страхованием, -
2% населения, страхованием выезжающих за границу, - 8% туристов, страхованием
имущества, - 1% владельцев частных домом.
Причем, вряд ли эти проценты надо
складывать; скорее всего, разные виды страховок имеют одни и те же люди.
Сказать, что это самые богатые из нас, тоже нельзя; итоги опросов населения
говорят следующее.
1.Уровень своих доходов, как достаточный, оценили 56,4%
семей (в 2008 году было 60,8%).
2.Хватало на питание, но отказывали себе в другом еще
40,2% семей (в 2008 году было 35,1%).
3.Не хватало даже на питание лишь 3,4% семей (в 2008
году – 4,1%).
Значит, это были самые
заботливые, или самые расчетливые, или самые предусмотрительные из нас. А может,
- самые доверчивые; ведь доверие к финансовым рынкам вообще, и к страхованию в
частности, по-прежнему невелико.
МЫ И ЕВРОПА.
Европа, в которую мы, по
словам, как прежних, так и нынешних руководителей страны, так стремимся, имеет
совсем другие показатели в использовании страховых услуг.
Показатель
Украина
ЕС
Уровень охвата водителей
полисами гражданской ответственности (автогражданка).
55%
99%
Уровень охвата водителей
полисами КАСКО
15%
85%
Доля в финансировании системы
охраны здоровья
2%
20%
Доля в возмещении ущерба
имуществу физических лиц вследствие ДТП
50%
98%
Доля в возмещении ущерба,
нанесенного жизни и здоровью физических лиц вследствие ДТП
55%
99%
Доля в возмещении ущерба
имуществу физических лиц вследствие кражи или повреждения имущества третьими
лицами
15%
65%
Доля в компенсации
имущественных убытков физических лиц вследствие техногенных аварий
3%
85%
Доля в компенсации ущерба
имуществу физических лиц вследствие природных катастроф
2%
70%
Доля обеспечения населения
негосударственным накопительным страхованием
2%
140%
Обычный наш подход в подобных
случаях такой: а пусть они сначала обеспечат нам такие зарплаты, как в Европе и
такой уровень исполнения законов, как в Европе, тогда и мы подумаем обо всем
остальном.
Лично я не берусь оценивать, что должно быть раньше: курица или
яйцо, цены или зарплаты, качество услуг или своевременность их оплаты; но, судя
по более знакомому мне страхованию, все должно делаться более или менее
одновременно.
Тарифы не снизятся, если не возрастет количество страховок;
доверие к страховщикам не вырастет, если не увеличится прозрачность их работы;
страховаться не станут больше, если не уменьшится число отказов в страховых
выплатах, и так далее. Идти надо вместе, но первый шаг должны все-таки делать
страховые комп ании, в вопросах собственной честности, и государство, в вопросах
контроля этой честности и страхового рынка в целом.
А в следующий раз мы
продолжим чтение статистики, которая поможет нам ввыборе из множества страховых компаний той,
которой мы сможем доверять.
Руководитель «Центра
Финансового Здоровья» Ждан Сергей.