В ПАУТИНЕ.
Принято считать, что главная и единственная цель любого бизнеса, - это получение денег. А мне кажется, что на самом деле бизнес занимается строительством сетей и пирамид.
Заниматься то он занимается, только не всегда сам осознает, что делает. Оттого и прогорает частенько. Смотрите сами. Впрочем, - нет; сначала уточним еще раз, чем бизнес отличается от предпринимательства.
1. Использует деньги других людей (кредиты и т. п.).
2. Использует время других людей (наемные работники).
3. Строит системы (сети и пирамиды).
Предприниматель никаких систем не строит; он сам себе система.
ПИРАМИДЫ.
Первая пирамида, - это система управления (менеджмента). Например: директор – заместители директора – начальники отделов – заведующие секторами – старшие специалисты – младшие специалисты – рядовые сотрудники.
Вторая пирамида – это система производства продукта: ингредиенты - операции - процессы – результат.
Третья пирамида – это система коммуникаций с обществом в целом и потребителями в частности (реклама, маркетинг, PR, СМИ).
Четвертая пирамида – это система продаж (дилеры, дистрибьюторы, оптовики, франчайзи, агенты, мерчандайзеры, продавцы, логистика и т. п.).
Пятая пирамида – это система учета, отчетности, налогов и контроля (бухгалтерия, финансы, статистика, компьютеры, охрана, безопасность).
Шестая пирамида – это система развития (новые продукты, технологии, наука, конкуренты, прогнозирование, экспансия).
И все эти системы, один человек, создатель бизнеса, должен придумать, продумать и держать в голове. Возможно ли это в принципе? Конечно, возможно, но – только для человека, обладающего огромной избыточной энергией. Много у нас таких людей? Думаю, что единицы.
СТРАТЕГИИ.
В связи с этим, мне странно и смешно было читать в прошлом номере «Горожанина» о том, что в ходе социологического опроса, «большинство наших горожан предпочли хороший бизнес наемной работе с высоким заработком». Подозреваю, что большинство из опрошенных восприняли этот вопрос по-своему; например, так: « Вы хотите получать хорошие деньги за свою работу или просто так»? «Въехать в рай на чужом горбу», - святое дело; в этом вопросе, мы любому дадим фору, можно не сомневаться.
Страннее (и страшнее) другое: на основе этого опроса, разработчики стратегии развития Днепропетровска до 2025 года решили, что из промышленного он должен превратиться в бизнес-центр. Это означает, что производить мы будем все меньше, а оказывать услуг (читай, - продавать) все больше. Хм, что же продавать, если производство сворачивается? Известно что: свое сырье, китайский ширпотреб и европейский сэконд-хенд. Да, наши производственные мощности вредят экологии. Так надо их не наращивать, а модернизировать, внедряя все более глубокую переработку местного сырья. А в том же Китае лучше покупать оборудование для такой переработки, чем ее конечный продукт.
В подобных вопросах, не обойтись, конечно, без руководящей роли государства. Это оно должно создать условия для бизнеса. Вот, беседовал недавно с руководителем одной инвестиционной компании, и что он говорит: «Ищем, в производство какой продукции вложить деньги, и не находим; расчеты показывают, что все это дешевле купить в Китае». К чему это приведет в будущем, известно: существующие производственные мощности состарятся и пойдут в переплавку, квалифицированные рабочие кадры отправятся на пенсию, ВУЗы вместо инженеров и технологов станут готовить безликих менеджеров, профессионально-технические учебные заведения переоборудуют под офисы. А потом китайцы поднимут цены. Вспомним о собственном производстве, захотим к нему вернуться, а не сможем; - ни мощностей, ни кадров, ни условий.
И этот процесс уже идет. Возьмем, к примеру, близкие мне грецкие орехи. Не имея промышленных ореховых садов, Украина занимает пятое место в мире по их экспорту. Вывозится (в основном нелегально) первичное биологически ценное, уникальное сырье, собранное у населения, а завозится и повсеместно используется, что бы вы думали? Гораздо менее полезный и ценный арахис. И при этом, мы далеки от европейских норм потребления собственного натурального продукта. Что имеем, - не храним. Разве не понятно, что здесь должен сказать свое слово бизнес? Надо увеличить площади под ореховыми садами, и заняться глубокой переработкой самого ореха, а экспортировать уже продукты этой переработки: масла, экстракты, настойки, чаи, кондитерские изделия, фармпрепараты. Пользу можно извлечь и из листьев, и из зеленых плодов, и из ядер, и из перегородок, и из скорлупы, и из древесины. Вот вам – рабочие места для селян и горожан, вот вам – перерабатывающая промышленность, вот вам – медицина и фармакология, вот вам – экологичные и ценные продукты питания. Не это ли требуется Днепропетровску?
Другой орех, - фундук может расти на всей территории Украины, но кондитерская промышленность завозит его из-за рубежа. И, кстати, не потому, что он лучше, а потому что там существует система поставок в противовес нашему стихийному и бессистемному предпринимательству. А настоящего орехового бизнеса в Украине просто нет.
СЕТИ.
Сети, особенно сбытовые, - тоже неотъемлемая часть бизнеса. Можно произвести прекрасный продукт, но не донести информацию о нем или сам продукт до конечного потребителя. К сожалению, ситуация в стране сформировалась таким образом, что ни потребитель, ни лучший производитель не получают никакого преимущества; условия диктует крупный бизнес.
На первый взгляд, у потребителя есть выбор, но выбирать приходится не из лучших товаров, а из тех, что попали на телеэкран и полку супермаркета. Попадают те, чьи производители богаче и способны заплатить больше. Поскольку крупный бизнес, это – умный бизнес, то все свои сбытовые затраты он перекладывает на потребителя путем повышения цены и снижения качества. Качества, но – не вкуса, не внешнего вида, не упаковки! Все, что обращено к чувствам (форма), выглядит прекрасно; все, что находится внутри (содержание), вызывает сомнения. В результате, потребитель становится жертвой собственных психологических комплексов: верит любой рекламе, ведется на ее изощренные уловки и избегает незнакомой продукции.
Простой пример. В днепропетровском селе живет мелкий производитель молока, имеющий одну корову. Крупный молочный бизнесмен, владелец молочного комбината через свою закупочную сеть платит реальному производителю одну гривну, сорок копеек за литр свежего молока, а через свою сбытовую сеть продает городскому потребителю один литр пастеризованного молочного продукта (остерегусь называть его молоком) за восемь гривен. Именно он потребителем и покупается, хотя на рынке присутствует настоящее молоко по 5 гривен за литр. В этом и проявляется сила сети, а точнее, - паутины, в которую невольно попадают горожане. Вот лучше бы и наши стратеги, не бизнес-центр, а систему доставки свежих продуктов в город придумали.
Почти анекдот. Раньше я завтракал чаем с сыром из магазина, а с недавнего времени, - молоком и творогом со сметаной с рынка. Уходя на работу, целую жену. От тебя, - говорит, - молоком пахнет. А когда сыр ел, разве не пахло, - спрашиваю. – Пахло, - отвечает, - но только совсем не молоком; стесняюсь сказать чем. Еще бы, - говорю, - в нем же молока нет. Посмеялись. А на самом деле, - грустно: живем в аграрной стране и едим сыр, в котором нет молока; колбасу, в которой нет мяса; курицу, которая не видела солнца; фрукты, в которых нет витаминов; овощи, в которых полно нитратов. Грустно, но не стыдно; стыд мы как-то незаметно стали терять.
MLM.
Если производитель, а тем более, крупный торговец, строит не линейную сеть продаж, а многоуровневый маркетинг (MLM), то ничего особенного это не означает; - та же паутина, только вид сбоку. Если обыкновенную зубную пасту нам, якобы, рекомендует несуществующая ассоциация стоматологов, то столь же обыкновенную, но сетевую зубную пасту нас заставляет купить собственная жадность, - подлинный двигатель MLM торговли. Здесь – другая психологическая ловушка: невольно приходится покупать то, за что начисляют баллы и бонусы.
Недавно мне предлагали записаться в очередь на сок 19-ти экзотических ягод по цене 40 долларов за литр. Сока еще нет, но очередь уже есть. Нормально. Это – новое изобретение неугомонных сетевиков. Запись идет в интернете (самая главная паутина) и денег не стоит. Сока еще нет, но история у него уже есть. История гораздо важнее самого продукта, история продает лучше самого лучшего продавца. Должна ли история быть красивой? Обязательно. Правдивой? Совсем не обязательно.
Итак, компания-организатор этого «аукциона невиданной щедрости» внимательно наблюдает за формированием очереди. Как только она посчитает, что пик количества «партнеров» достигнут, последует предложение сделать первый заказ. Кто не закажет хотя бы одну бутылку, не сможет претендовать на доход от сформировавшейся под ним структуры. Значит, закажут все, ведь структура внизу выглядит привлекательно. На полученные деньги мгновенно будет запущен процесс производства какого-то напитка с какими-то экзотическими вкусовыми добавками. Доставка – в любую точку планеты курьерскими службами; оплата за доставку, - при получении. Ну, допустим, кому-то напиток не понравится. Станет ли он распространяться об этом? Не станет. Ведь дело вовсе не в продукте, а в возможности заработать на чужой глупости и жадности.
Это – современный вариант сказки о новом платье короля. «Мыши, что называется, плакали и кололись, но продолжали есть кактус». Что ж, есть у нас азарт, напор и, главное, творческая энергия для создания сетей и пирамид, - добро пожаловать в бизнесмены; а нет, - лучше оставаться мелкими предпринимателями, наемными работниками и грамотными потребителями, способными разглядеть голых королей под рекламной мишурой.
Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей. 797-17-30, http://www.uainvestor.ucoz.ru/
|