Контрразведчик
должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше времянельзя никому, порой даже самому себе.
(Из фильма «Семнадцать мгновений весны»)
Сегодня
мы вернемся к разговору об источниках финансовой информации, которые вызывают у
нас доверие, к которым мы обращаемся за советом, на основании которых строим
свою жизнь. и для кого не секрет, что
наша жизнь полна парадоксов.-29пр.
ПАРАДОКСЫ.
Ни
для кого не секрет, что наша жизнь полна парадоксов. Вот, например.
Мало, кто из нас доволен
своим финансовым положением. Конечно, недовольны мы по-разному (у кого суп
жидкий, а у кого жемчуг мелкий), но практически все стремимся к тому, чтобы
возводимое нами финансовое здание становилось больше, лучше, надежнее,
современнее. При этом, нам кажется, что происходить это должно само собой.
По-видимому, на нашем образе мышления не лучшим образом сказываются с детства
запавшие в душу, народные мечты о ее величестве халяве в виде разных волшебных
предметов и явлений, среди которых есть и палочка, и рыбка, и клубочек, и
яблочко, и щука, и колечко, и… чего только нет.
Однако, в нашем, безусловно, прекрасном
мире, существуют общие принципы (законы, этапы) создания, как финансовых
зданий, так и вообще чего-либо нового, которых стоит придерживаться и которые
можно отследить на примере строительства дома.
1.Планирование (создание проекта).
2.Подготовка места (площадки под строительство).
3.Заложение основ (закладка фундамента).
4.Собственно строительство (возведение стен).
5.Защита от рисков (крыша, утепление, вентиляция).
В
отличие от жилого дома, финансовое здание – это трансформер, облик,
конструкция, размеры и другие параметры которого постоянно меняются в
зависимости от наших целей, возможностей и обстоятельств. Общие же принципы в
любом случае сохраняются.
1. Определение (уточнение)
целей и составление (коррекция) финансового плана.
2. Получение финансового
образования и постоянное углубление финансовых знаний.
3. Поиск и анализ текущей
финансовой информации.
4. Создание источников дохода
и формирование семейного капитала.
5. Разработка и применение
стратегий получения, сохранения и приумножения денег.
6. Организация контроля
инвестиций и ведения учета доходов и расходов.
7. Отработка тактики
поведения в условиях изменчивой реальности.
СОВЕТЧИКИ.
К
сожалению, большинству из нас эти пункты кажутся сухой и лишней теорией. Потому
ипрактика наших поступков, - это просто
набор стихийных ответов на внешние вопросы. Любые, возникающие перед нами
проблемы, мы привыкли решать лишь по мере их возникновения, то есть, в условиях
спешки, суеты и недостатка ресурсов. Это четко видно из ответов на вопрос об
источниках финансовой информации, которые мы выбираем.
Источники финансовой информации
Процент доверия
Советы друзей и
родственников
52%
Советы штатных
консультантов финансовых учреждений
25%
Информационные материалы
финансовых компаний
23%
Аналитические материалы,
которые публикуются в СМИ
14%
Реклама
14%
Интернет-ресурсы
10%
Рекомендации независимых
консультантов/брокеров
9%
Совет работодателя
4%
Собственный опыт
1%
Сложно сказать/не знаю
11%
Все
приведенные в таблице советчики, по-своему хороши. С одной оговоркой: их
полезно использовать для анализа, но вредно – для принятия решений. Дальше я
попробую пояснить, почему. Начнем с конца.
11%- счастливы в своем неведении; по-видимому,
строительством их семейного финансового небоскреба занимается кто-то из близких
родственников. Порадуемся за них, а мысли, что такое счастье может когда-нибудь
закончиться, пока отбросим.
1% - доверяют собственному
опыту. Отличное решение, - анализировать поступающую информацию самостоятельно,
учиться на личных успехах и ошибках. Потратив некоторое количество времени и
немного денег, это возможно. Но цифра все-таки настораживает; выходит, что 99%
из нас финансового опыта почти не имеют.
4% - слушают советы
работодателя. Возможно, в их круге общения, это просто самый богатый человек.
Но богатый, не означает опытный. Вероятность такого предположения равна 99%,
что вытекает из предыдущего пункта. Кроме того, работодатель может иметь
собственные интересы, отличные от интересов своих работников. Так, мне
рассказывали об одном хозяине столярного цеха, который правдами и неправдами
«подсадил» всех своих рабочих на потребительские кредиты. Увязнув в долгах, они
оказались буквально «привязаны» к своей работе, потому что бросить ее хотя бы
на время поиска более походящей, стало совершенно невозможно. Перерыв в работе
означал перерыв в зарплате, а банки, как известно, не любят, когда заемщики
делают перерыв в кредитных выплатах.
9% - спрашивают совета у
независимых финансовых консультантов. На самом деле, действительно, независимых
финансовых консультантов в Украине нет; во всяком случае, слышать о них мне не
приходилось. Правда, я встречал (и до сих пор встречаю) желающих ими стать, и
значит, не все еще потеряно. Скорее всего, за независимых финансовых
консультантов, наши респонденты принимают обыкновенных агентов или сотрудников
финансовых компаний. Чем одни отличаются от других?
1.Независимый финансовый консультант знает особенности и
имеет личный опыт использования предлагаемых финансовых инструментов. Он
действует в интересах своего клиента и получает от него оплату своего труда.
Его цель – построить финансовое здание, которое в полной мере отвечало бы
интересам его клиента.
2.Финансовый агент действует в интересах одной или
нескольких финансовых компаний и получает от них вознаграждение в зависимости
от объема своих продаж. Его цель – продать максимальное количество своих
материалов дляфинансового здания своего
клиента.
Сегодня можно встретить
специалистов, которые с большим или меньшим успехом пытаются совмещать в своей
деятельности интересы клиентов и финансовых компаний, беря при этом деньги и с
тех, и с других. Иногда это удается, но при этом очень многое зависит от
порядочности и квалификации самого специалиста.
10% - ищут советы в
Интернете. Это очень сложная работа. Интернет заполонен заказными материалами,
которые отличаются от откровенной рекламы гораздо большей скрытностью и
изощренностью. Для неискушенного читателя, - это просто огромный сборник
вредных советов.
14% - доверяют рекламе. Тут и
комментировать нечего; единственная цель рекламы – продать. И для ее достижения
все средства хороши; от прямого обмана до хитрых подсознательных манипуляций.
Еще 14% - читают
аналитические статьи в СМИ. Это нормальный источник качественной информации,
если издание и автор неоднократно проверены и вызывают наше доверие. Заказные
материалы под неизвестными фамилиями не так уж редки и здесь; таким я бы не
доверял.
23% - просматривают
информационные материалы финансовых компаний, которые ничем не отличаются от
рекламы. Беря в руки любой, якобы информационный буклет, можно не сомневаться,
что положительные моменты компании и продукта будут подчеркнуты, а
отрицательные завуалированы; достоинства будут преувеличены, а недостатки
просто не упомянуты.
25% - во всем полагаются на
штатных сотрудников финансовых компаний, поступая при этом крайне
неосмотрительно. Это – худший вариант; именно здесь можно услышать самую
невероятную неправду, и именно здесь за нее никто не отвечает. В крайнем
случае, надо общаться с высшим из доступных нам руководителям.
И, наконец, 52% - отдают свое
финансовое будущее в руки друзей и родственников. Первый вопрос, которыйвозникает в связи с этим, следующий: а кто
эти люди? Нет, не в смысле человеческих качеств и личного отношения, а в смысле
финансовой осведомленности. Откуда они сами получают финансовую информацию?
Ведь согласно результатам опроса, собственный опыт имеют не более 1%,
пользуются Интернетом не более 10%, читают аналитику не более 14%. Остальные,
по всей видимости, полагаются на интуицию, внутренние убеждения, здравый смысл,
природную осторожность и врачебный принцип «Не навреди».
Вполне
прогнозировано, их совет будет достаточно консервативен: лучше чего-то не
сделать вообще, чем сделать это неправильно. Ну, и зачем в таком случае, они
нам?Ведь у нас есть собственные
интуиция, здравый смысл и природная осторожность; не лучше ли развивать свои
собственные качества, чем полагаться на чужие?
Таким
образом, главный совет заключается в том, чтобы каждый раз, приняв во внимание
сторонние советы, прислушаться к внутреннему голосу и поступить по-своему, беря
на себя ответственность за свои действия, успехи и неудачи, одним словом, - за
свою жизнь.
Руководитель «Центра
Финансового Здоровья» Ждан Сергей.