Пятница, 15.11.2024, 13:49

Я - инвестор

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи » Газета "Горожанин"

ЗНАНИЯ - ЕЩЕ НЕ СИЛА № 3 (216) 21.01.10.
ЗНАНИЯ, - ЕЩЕ НЕ СИЛА.
 
Учиться, не означает знать. Знать, не означает понимать. Понимать, не значит делать.
 
    Как вы заметили, призыв учиться (в частности, - учиться обращению с деньгами), я повторяю многократно. Но в области учебы, так много искажений и ложных шаблонов, что хочется поговорить об этом подробнее.
 
ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ?
 
    С течением лет, отношения к знаниям менялись волнообразно. «Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нём сведения». С. Джонсон.
    В середине 18-го века, знания надо было искать. Умение найти приравнивалось к самому знанию.
    «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть».
А. С.Пушкин.     
    В 19-м веке, чтобы слыть образованным человеком, поверхностных знаний было достаточно.
    Учиться надо потому, что настоящим «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». В. И. Ленин.
    В 20-м веке, за знаниями снова стали гоняться.
    А в 21-м веке перестали. Зачем гоняться, если можно просто «погуглить» и прочесть в Википедии? Внешние же атрибуты знания, в виде диплома, почему-то остались. Правда, - выборочно: у владельца бизнеса, предпринимателя диплом никто не спрашивает, но если ты менеджер, то вынь да положь (лучше, - два). Что-то тут не так, не находите?
    Нет, необходимость учиться осталась; изменились цели учебы, но при этом сохранилась старая учебная база в виде систем среднего, высшего и специального образования. В этом – противоречие.
    И вот что еще интересно. Почему-то, все вдруг захотели работать за границей, и всем вдруг понадобился диплом «Европейского образца». Что это такое никто не знает, поэтому открылось широкое поле для финансового мошенничества.
    Например, какие-нибудь курсы парикмахеров, не имеющие никакой образовательной лицензии или аккредитация (она им и не нужна), заключают договор с каким-то прибалтийским, польским или румынским (а то и швейцарским) университетом о неких дистанционных курсах, громко именуемых, да хоть бы и «Мини-MBA с выдачей диплома европейского образца». Денег это стоит немалых, но ездить никуда не надо. Обмен заданиями и выполненными работами ведется через интернет, а принимать экзамены, «иностранные профессора» приезжают сами. Насколько они иностранные и насколько профессора, никто не знает; не станешь же у экзаменатора документы спрашивать. А хоть бы и иностранные, а хоть бы договор и существует, почему бы тамошним студентам-доцентам и не подхалтурить на украинской стороне? Им, - дополнительный заработок, нашим организаторам, - хороший дополнительный заработок, студентам – красивую бумагу, напечатать которую, как говорил Остап Бенедер: «При современном развитии печатного дела на Западе, - это такой пустяк, что об этом смешно говорить…».
     Несмотря на то, что время настало более прагматичное (важнее уметь, чем знать), миф о том, что, чем больше знаний, тем больше умений, почему-то сохранился.
 
ЧЕМУ УЧИТЬСЯ?
 
    Что же получается, умельцы нужнее знатоков? Долой ВУЗ, да здравствует ПТУ? В какой-то степени, - так: «офисный планктон» разросся, не протолкнуться, а в цехах и на полях квалифицированных специалистов не хватает. Однако, в одиночку, специалисты низшего звена, и экономику не вытянут, и бизнес не поднимут, и науку не двинут.
    Похоже, в цепочке развития не хватает одного звена; не хватает понимания. Раньше она была такой: знать – делать. Я как-то еще приводил поговорку дзен-буддистов: «Знать и не делать, - значит, не знать». А сегодня стала другой: знать - думать – понимать – делать.
    Раньше учились для того, чтобы знать, а знания получали, чтобы применить их на практике. Учеба была двухступенчатая: теория и практика. Теперь мир стал сложнее, и понадобились еще две новые ступени в учебной лестнице: мышление и понимание.
    Мало получить информацию (знания). Ее надо обдумать, чтобы понять, и ее надо понять, чтобы сделать. Причем, если раньше нас учили делать вещи правильно (а правила были заранее установлены), то, теперь важнее делать правильные вещи (которые в разных условиях оказываются разными). Улавливаете разницу? Я уже как-то писал об этом: можно очень быстро и правильно бежать в ложном направлении, а можно, - прихрамывая, ковылять в нужную сторону.
    Именно поэтому, слишком правильные отличники порой не слишком преуспевают в жизни, а постоянно нарушающие правила, троечники, достигают значительных высот. Итак, на вопрос «Чему учиться?», смело отвечаем: первое, - «Думать», второе, -
понимать.  
     А как же знания, - спросите вы, - вот так просто, приходи и бери? Что брать, сколько брать, куда грузить? Да, просто брать. Знаниями забиты библиотеки, наполнен интернет, объявлений о курсах, тренингах и семинарах не счесть. Знания стали вполне обычным массовым и доступным продуктом. Есть, правда, нюанс: продукт этот весьма скоропортящийся; не успеешь оглянуться, а он уже – второй свежести. Если это и не осетрина, свежесть которой бывает только первая, она же и последняя; то, по крайней мере, - душ, некоторое время без которого еще можно и обойтись, но потом это становится всем заметно.
    Душ надо принимать регулярно, а знания обновлять постоянно. Особенно, если речь идет о деньгах. Когда кто-то говорит: «Мои родители застраховали меня к совершеннолетию, а потом потеряли эти деньги», это – правдивые знания, но срок их годности давно истек. Надо получить новую информацию о современном состоянии страхового дела в Украине, а не питаться тухлятиной из прошлого века.
    А теперь, господа, гордящиеся красными дипломами (и я вместе с вами), спросим себя: каков срок годности наших знаний, не закончился ли он давным-давно? И честно признаемся: если что-то и осталось целым от того, базового здания, то лишь фундамент.
 
 КАК УЧИТЬСЯ?
 
    О конусе обучения я уже рассказывал. Смысл в том, что пассивные приемы получения знаний (чтение слушание, рассматривание), работают слабо. В этом случае, нужны особые навыки многократного перечитывания текста (переслушивания аудиозаписей), продумывания, пересказа и интерпретирования, которыми мы, в своем большинстве, не владеем.
     Зато активные способы обучения (выступление, дискуссия, игра, практика), - в несколько раз лучше. И где же в нашей повседневной жизни, искать эти активные способы? На самом деле, это очень непросто. Я свои способы нашел: это – статьи в «Горожанине» и в интернете, общение на форумах и в Клубе инвесторов. Вам могу посоветовать то же самое, плюс финансовые игры и семинары.
     Сам я семинары, честно сказать, не люблю. Они слишком гонят поток информации, перемежая его столь же скоростными играми и практическими упражнениями. Это понятно, ведь именно за количество информации и платят слушатели. Если «голова распухла» и «флэшка переполнилась», результат кажется достигнутым. Но это не так. Через неделю-другую, месяц-другой, опухоль спадает, а впечатления рассасываются. И надо снова идти на новый семинар (следующую по счету ступень), чтобы снова «заполнить флэшку».
     Лишь однажды мне пришлось присутствовать на семинаре, где нас не просто пичкали знаниями, а учили думать, заставляли думать, тут же требовали объяснить, как мы поняли, а далее следовало практическое применение услышанного, продуманного и понятого. Это был семинар Павла Сергеевича Таранова «Искусство риторики». Но он длился несколько дней. Позже я читал разные книги по технике выступлений на публике. Это были именно техники, по большому счету, - манипуляции со слушателями. Типа: вам, в общем, нечего сказать слушателям; но если вы, как сказочный Кот-Баюн сумеете заворожить их звуками своей речи, плавностью и элегантностью своих жестов, чистотой и искренностью своего взгляда, то они будут смотреть вам в рот и аплодировать.
     Так вот, семинары, на мой взгляд, оставляют слишком мало времени для думанья и понимания. Но все равно, наряду с дискуссиями в Клубе, я их советую, потому, что ничего другого нет, а для самостоятельного думанья и понимания нужна практика и соответствующие навыки мыслителя и понимателя.
     Как пойдет работа Клуба в новом месте и измененном формате, я расскажу немного позже. Принципы, кажется, ясны. Будем учиться думать и стараться понимать. Знания должны быть получены предварительно (поэтому в заседании примут участие и члены Клуба, и новички-зрители), а конкретные практические действия, это – следующий этап и личное дело каждого.
     Напомню место и время встречи тем, кто пропустил предыдущий номер: ул. Короленко 1, 3-й этаж над банком «Капитал». Суббота 13.00, вторник 18.00. Вход свободный и бесплатный.
 
      Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей. 797-17-30, uainvestor.ucoz.ru
Категория: Газета "Горожанин" | Добавил: uainvestor (24.01.2010)
Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Газета "Горожанин" [249]
Журнал "Новый город" [1]
Интернет [4]
Mega-City [13]
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Наш опрос
Во что вы инвестируете?
Всего ответов: 427